Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 4713

До истечения срока полномочий Рамзана Кадырова осталось менее месяца, но до сих пор нет окончательной ясности, получит ли чеченский лидер, имя которого связывают с многими громкими политическими убийствами, согласие Владимира Путина на переназначение. Всевозможные представители Чечни в разных органах местной и федеральной власти уже отметились призывами оставить Кадырова на посту, рассказывая о его невероятной популярности в республике. The Insider, однако же счел необходимым предоставить возможность высказаться и тем чеченцам, которые сегодня вынуждены жить за пределами республики - в Москве, Франции и Украине. Они рассказали об участии чеченских силовиков в пытках, о реальной мощи «боевиков Кадырова» и том, верят ли они в смену лидера Чечни.

«Угрожали отвезти в резиденцию к Рамзану»

md_1418369395

Мурад Амриев – чемпион мира по одной из версий смешанных единоборств, World Mixed Martial Arts Federation. В недавнем прошлом боец элитного чеченского спортивного клуба «Беркут». Амриев в 2013 году вынужден был покинуть Чечню после того, как его пытал Магомед Дашаев, замначальника полиции Грозного. Сейчас Амриев живет в Украине, после многочисленных судов в России его дело дошло до ЕСПЧ.

Дашаев говорит, что на него было покушение в 2008 году. Номер мобильного, который на то время был, у меня с 2004 года – постоянно, я не менял его. Мне не за что было переживать, я ничего не сделал.

Он говорит, что с моего номера в 2008 году был один раз сделан гудок на телефон, который ему подложили под машину – и не в тот момент, когда машину взрывали, а вообще, когда-то. И я, якобы, поэтому замешан в покушении на него.

В 2008 году или в конце 2007 мой брат уехал в Германию. В 2006 году его забирал УБОП. В 1999 году он участвовал… Ну как участвовал? Как и все… Ему дали год за участие в незаконном вооруженном формировании. Он отсидел полгода, вышел условно. Больше никаких претензий к нему не было, он поступил в университет, успешно учился.

Чтобы получать новые должности, милиционеры поднимали старые дела, пытались что-то добавить... Друзей брата начали снова сажать и, во избежание худшего, он уехал за границу.

В августе 2013 года – я точной даты не помню, мне всё это неприятно – в одиннадцать часов ночи я отвез своего отца на квартиру в центре Грозного. Я медленно ехал, разговаривал по телефону со своим родственником. Передо мной остановилась машина, я даже не понял, что произошло, и вот уже дверь моей машины открывают и у моего лица ствол.

На лицо мне надели майку, вытащили, закинули в свою машину. Я не знал, куда меня везут. Оказалось, это управление МВД по Грозному. Оно недалеко от места, где меня схватили, они специально петляли, чтобы я не догадывался, где я.

Привезли, спустили в подвал. Надевали на голову пакет, подвешивали, били – пытали всеми возможными способами. Двое суток с половиной. Три-четыре раза я терял сознание – меня приводили в себя.

Дашаев забирал меня и раньше, я не говорил об этом отцу и матери. Он меня обманул, что забирал по подозрению, что мой брат из незаконного вооруженного формирования – говорил, что мне бояться нечего, что проверяют по всему Кавказу, спрашивал, где брат, не в лесу ли, взял мой телефон, брата и родителей.

Он мне сказал – к тебе больше никаких претензий нет, давай этот разговор останется между нами. Мои отец, мать – люди в возрасте, я не хотел, чтобы они переживали из-за этого. Но я сказал брату – так что когда  меня похитили, он приблизительно представлял, кто это мог сделать.

После двух дней пыток он угрожал мне, что вывезет в лес и убьет, рядом со мной положат автомат

Мои родственники заявили о моем похищении. После двух дней пыток он угрожал мне, что вывезет в лес и убьет, рядом со мной положат автомат. Я говорю – мне не о чем говорить, если хочешь, можешь нафантазировать, что я якобы сделал. Но я даже не знаю, что говорить! Тогда он потребовал, чтобы я сказал, что я якобы купил своему брату телефон, который оказался под его машиной во время покушения. Я уже не мог терпеть пытки и согласился на это.

После этого я на своей машине и ещё 7-8 машин сопровождения поехали к нам во двор. Мы вместе поднялись в квартиру, они оцепили весь дом, шухер навели, людей напугали. Он говорил, что с ним пришли его кровные братья, чтобы объявить нам кровную месть. На самом деле, с ним были просто его сотрудники, подчиненные, друзья.

И он заявляет – там были мои родители, брат отца, почитаемый в республике имам – что я и мой брат делали на него покушение. Что у него есть все доказательства, что я всё признал – он думал, что подготовил меня, запугал, до того, как мы приехали. Я же сказал, что ничего не говорил – кроме того, что купил этот телефон – и то, после того, как он меня два дня пытал.

Его взбесило, что я рассказал всё, как есть. Он начал кричать, что пытался решить по-хорошему, чуть ли не за пистолет хватался... Говорит – война между нами – и выскочил из дома и уехал со своими сотрудниками.

Потом подсылал к нам людей, которые пугали, что меня отвезут в резиденцию Рамзана – всё решат на высшем уровне… После этого инцидента я ещё дней десять жил в своей квартире – мы ждали развязки. Меня попросили явиться в МВД – теперь официально. Мы посоветовались и решили не делать этого. Угрозы «решить на высшем уровне» оказалось пустыми словами, но, во избежание новых действий с его стороны, я решил уехать.

Когда я уехал, моим родственникам некоторое время ещё поступали угрозы. Ещё один мой брат также на некоторое время уезжал из Чечни – во избежание худшего.

После пыток состояние было очень плохим – тридцать метров пройду, и должен уже полежать… Много деталей я могу уже не вспомнить – зачем всё это в голове держать?

Не знаю, насколько сильны у него завязки в руководстве республики, но в органах он такой человек, которому всё сходит с рук. На момент конфликта он был замначальника УМВД по Грозному.

На второй-третий день, как меня отпустили, я обратился в Комитет против пыток – офис у них тогда был в центре Грозного, в 30-50 метрах от того места, где меня похитили.  Они начали расследование, сняли побои. Мы ездили во Владикавказ – в Грозном не было, а там был аппарат, который может фиксировать следы пыток током.

Комитету против пыток более десятка раз отказали в возбуждении уголовного дела, пытались возбудить дело  на меня – якобы, я оклеветал сотрудника МВД. Сейчас процесс уже дошел до Европейского суда по правам человека.

Если честно сказать, моя ситуация достаточно обыденна. Хотя я не думал, что всё это может быть настолько несправедливым. Я слышал о таких случаях, но пока сам не испытаешь, до конца не сможешь понять.

Заступаться за меня никому в республике оказалось не надо – в том числе руководству клуба, за который я выступал тогда. Хотя все о моей ситуации знали. Я никого не просил – если бы хотели, сделали. Все боятся, что у них появятся проблемы – и я их понимаю.

«Если понадобится, вместо Кадырова найдут другую марионетку»

XNfhb02GbELyKhd7EIh6_gВ октябре 2005 года, ровно за год до своей гибели, Анна Политковская опубликовала статью о пытках в Чечне, фигурантом которой стал грозненский студент Муса Ломаев. Политковская писала об уникальном для России случае - Верховный суд вынес оправдательный приговор Ломаеву, признав, что тот оговорил себя под пытками. После освобождения Ломаев уехал из Чечни. В январе он организовывал антикадыровский митинг в Хельсинки. 

Когда Кадыров говорит, что он готов к назначению кого-то другого на пост главы Чечни - это такая рабская игра перед хозяином – в последнее время со стороны Кадырова было много косяков. Кадыров пытается задобрить Путина, чтобы тот его оставил. Но если понадобится - уверен, они быстро найдут другую марионетку. Два-три других человека на место Кадырова наверняка готовы. Возможно, это будет кто-то, имеющий отношение к Ямадаевым. Ведь именно Ямадаевы когда-то привели к власти Кадыровых. Ямадаевы исполняли техническую роль устаканивания конфликтов в Чечне.

Многие думают, что уход Кадырова может привести к волнениям в Чечне. Предполагая такое люди, наверное, отталкиваются от видео со стадиона «Динамо» с вооруженными людьми. Я этот стадион с раннего детства помню – больше пяти тысяч человек он не вмещает <официальная вместимость стадиона - 10300 человек - The Insider>. Этих людей заставили туда прийти и даже купить одинаковую экипировку за свой счет. Выдали оружие и собрали эту толпу. Это толпа не является боевой силой. От потери Кадыровым власти реально пострадает только его ближайшее окружение – 200-300 человек. Кадыров – это только марионетка в руках Кремля, подавляющая народ. Хотя не думаю, что он добился успеха в усмирении чеченцев. Борьба с федералами будет продолжена.

Митинги, которые проводят чеченцы в Европе, не очень многочисленны. Но это люди, которые не боятся. Основная масса сейчас очень боится. Не за себя – за своих родственников. Например, за то, что я организовывал митинг, угрозы получили несколько моих родственников в Чечне. Реакция на акцию была сильной. В адрес тех, кто осмелился выйти, поступают угрозы расправы. Были заявления Кадырова, Делимханова…

Кадыров и его окружение пытается всех чеченцев сделать рабами. Покуда люди будут уходить в горы для сопротивления, покуда будут митинги в Европе, для Кадырова и его окружения будет мигать лампочка: «Вы – предатели чеченского народа, вы не являетесь свободными людьми, вы зависимы от Кремля». В Европе находится примерно 100 тысяч чеченцев. В основном эта масса осела в Европе посредством получения статуса политических беженцев. Рамзану нужно вернуть эту массу обратно в Чечню. Чтобы эта масса заткнулась и не говорила, что и сегодня в Чечне происходят казни, беспредел, поборы…

Из Европы возвращались в основном из Польши – там тоже было сложно жить. Но эти люди вскоре вернулись обратно в Польшу

При правительстве Кадырова действует некий комитет по возвращению чеченцев на родину. Возвращались в основном чеченцы из Турции, арабских стран. Там не получилось закрепиться, осесть, пустить корни – они были как кочевники. Вернувшимся людям построили дома, дали  денег – это была колоссальная пиар-акция. Из Европы возвращались в основном из Польши – там тоже было сложно жить. Но эти люди вскоре вернулись обратно в Польшу. В Чечне нет нормальной медицины, системы образования. Люди, видевшие европейскую медицину, как в Европе распределяются налоги – они никогда в жизни не вернутся в беспредельную Чечню. Могут, наверное погостить, но жить в Чечне, радоваться коробкам, которые им строит Кадыров, они не будут. Даже если Кадырова снимут – не поедут, ведь в Кремле тот же режим останется!

«Даже если Кадырова не переназначат, он останется при власти»

Известный в Чечне правозащитник, продолжающий работать в республике, но проживающий в Москве, согласился поговорить с The Insider на условиях анонимности.

Ну кто ещё может руководить Чечней при Путине? В сегодняшней ситуации Кадыров – это человек, который абсолютно на своем месте. В России нет альтернативы Путину, в Чечне нет альтернативы Кадырову. Думаю, слова Кадырова о готовности уйти – это кокетство, он уверен, что его назначат. Может, он кого-то из своего окружения проверяет? Мы проводили в Чечне закрытый опрос по этой ситуации – никто не сомневается, что Кадыров останется у власти.

Реальную поддержку Кадырова определить сейчас невозможно. Мы неоднократно пытались опрашивать жителей Чечни – люди говорят «то, что нужно», а не то, что думают на самом деле. Уровень жизни в Чечне не очень высокий: цены как в Москве, зарплаты – 7-10 тысяч рублей в месяц, пенсионерам – особенно тяжело.

В команде Кадырова нет сильных управленцев, тех, кто мог бы замкнуть на себя все процессы в республике. Команда Кадырова состоит из ветеранов гражданской войны вроде Даудова <Магомед «Лорд» Даудов – спикер чеченского парламента - The Insider> и Делимханова <Адам Делимханов, депутат Госдумы о Чечни - The Insider>, людей без нормального образования.

Так называемое правительство Ичкерии очень активно в Европе, но в Чечне о нем совершенно забыли. Сегодняшняя чеченская молодежь знать не знает никакого Закаева <Ахмед Закаев – премьер-министр правительства Ичкерии в изгнании - The Insider>, разве что фамилию Басаев они слышали. Ичкерию уже никто не помнит, и я очень сомневаюсь, что независимость Чечни вновь когда-либо будет возможна. Все несогласные с нынешним режимом в Чечне уже уехали из республики.

Даже если Рамзана не назначат официальным главной Чечни, не думаю, что что-то произойдет. Сценарий силовой конфронтации между кадыровскими силовыми структурами и российскими вооруженными силами сейчас не актуален.

104389

Даже если его не назначат, Рамзан наверняка останется всё равно где-то при власти, сохранит влияние в республике. А созданная им вертикаль формально подчинится кому-то другому. Пока Путин будет во главе России, Рамзан будет во главе Чечни.

Будет же как в Туркмении: после смерти Ниязова культ Туркменбаши очень быстро рассыпался

Почему чеченцы терпят культ личности Рамзана – абсолютно понятно. После 20 лет войны люди очень устали, очень опасаются, стараются не перечить. Зачем такой культ самому Кадырову – не могу понять. Будет же как в Туркмении: после смерти Ниязова культ Туркменбаши очень быстро рассыпался.

Но давление со стороны Кадырова на чеченцев только нарастает. Например, сейчас придумали «духовную паспортизацию»: молодым людям в Чечне раздали анкеты, где они должны указать о себе очень много личной информации, затем анкета заверяется у участкового и имама. Ничего близкого даже при СССР не было.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari