Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.58
Поддержите нас English
  • 813

Японские политики с немалой тревогой ожидают второй встречи президента США Дональда Трампа с лидером КНДР Ким Чен Ыном, которая должна состояться в Ханое 27–28 февраля. Как сообщают многочисленные источники, в Токио подозревают, что Трамп может пойти на скоропалительные уступки Пхеньяну, поскольку остро нуждается сейчас в громком дипломатическом успехе — или в его видимости.

Переговоры в Ханое, как считают японские эксперты, плохо подготовлены и во многом будут основаны на искусстве импровизации президента США. «В значительной степени повторяется история с первой встречей Трампа и Кима в Сингапуре в июне прошлого года, — говорит один из ведущих в Японии экспертов по корейской проблематике Кацухиса Фурукава, бывший сотрудник комитета по соблюдению санкций в отношении КНДР при Совете Безопасности ООН. — Тогда тоже первым делом была примерно определена дата встречи и только после этого началась ее подготовка на рабочем уровне. При этом не удалось решить ни одной проблемы и саммит закончился невнятными договоренностями. Возрастает опасность того, что и сейчас не будет существенного прогресса на переговорах о ликвидации ядерной угрозы со стороны Северной Кореи. Денуклеаризация — сложный процесс, и я не думаю, что примерно за месяц-два можно выработать конкретные решения».

В Токио подозревают, что Трамп пойдет на уступки Пхеньяну, поскольку нуждается в громком дипломатическом успехе

«Со времени первого саммита переговоры о ядерной программе Северной Кореи находились в состоянии полного клинча, — отмечает Акио Такахата, профессор Университета Хакуо и известный в Японии американист — Пхеньян требует в обмен на замедление и замораживание его ракетно-ядерной программы смягчения экономических санкций и гарантий сохранения нынешнего режима в Северной Корее. США в ответ в качестве предварительного условия до сих пор настаивали на полной ликвидации ядерного потенциала Северной Кореи. Налицо было полное несовпадение позиций».

У Трампа, не устают повторять в Японии, нет особых успехов во внутренней политике, поле для маневра в этой сфере у него жестко ограничено после перехода Палаты представителей Конгресса под контроль Демократической партии. В США продолжается «русский скандал», с тревогой ожидается публикация итогов его расследования, которым занимается комиссия специального прокурора Роберта Мюллера. Поэтому Трамп, как полагают в Токио, явно хочет устроить в Ханое яркое дипломатическое шоу с Ким Чен Ыном, чтобы перебить негативные для него тенденции и вновь привлечь симпатии общественности.

Правительство Японии не раз заявляло, что призывает Вашингтон не ослаблять санкционный и даже военный нажим на Пхеньян до его окончательного ракетно-ядерного разоружения. В Токио, как гласит официальная позиция кабинета министров, понимают под этим «полную ликвидацию оружия массового уничтожения и баллистических ракет Северной Кореи в проверяемой и необратимой форме». США раньше также говорили об этом, однако в последнее время жесткая американская позиция стала размываться именно под влиянием, как полагают в японских правящих кругах, горячего стремления Трампа к скорейшему проведению новой встречи с лидером КНДР.

«По некоторым сведениям, — считает профессор Такахата, — Вашингтон обсуждал с Сеулом вариант, при котором из Северной Кореи в обмен на частичное смягчение санкций предполагается вывезти и уничтожить межконтинентальные ракеты, а ядерная программа страны будет в целом заморожена. Однако при этом не будет идти речи о полной денуклеаризации Северной Кореи, а влияние экономических санкций, этой самой мощной карты США, будет ослаблено. Не следует забывать и о том, что Пхеньян до сих пор не предоставил список имеющегося у него ядерного оружия, а также имеющих к нему отношение материалов и объектов. Без этого, а также без тщательной проверки такого доклада процесс разоружения Северной Кореи начаться не может».

Спецпредставитель США по КНДР Стивен Бигэн в конце января заявил, что Вашингтон уже готов на «одновременные и параллельные» шаги навстречу Пхеньяну в ответ на его постепенные меры по ограничению ракетно-ядерных сил. Иными словами, требования их полной ликвидации до получения каких-либо уступок от Соединенных Штатов уже как-то отошли на задний план. США перестали также жестко требовать от Пхеньяна немедленно предоставить полный и окончательный список имеющихся у него ядерных ракет, соответствующих объектов и материалов.

Больше всего Токио пугает перспектива того, что Трамп действительно пойдет на вариант, при котором КНДР в обмен на частичное смягчение санкций согласится уничтожить только имеющиеся у нее межконтинентальные баллистические ракеты (МБР), способные достигать американской территории. Это можно провозгласить огромным успехом и ликвидацией ядерной угрозы для США со стороны Северной Кореи. Однако такая договоренность была бы кошмаром для Токио, поскольку она сохраняла бы в неприкосновенности северокорейские ракеты средней дальности, угрожающие Японии. Они составляют основу ядерного потенциала КНДР, а северокорейские МБР, как считают многие эксперты, с самого начала разрабатывались и испытывались в основном как средство торга с Вашингтоном. К тому же их реальные характеристики не вполне известны — специалисты, например, не уверены в том, что КНДР уже смогла разработать ядерную боеголовку, способную выдержать перегрузки и высочайшие температуры при повторном вхождении в плотные слои атмосферы из космоса.

Японцы боятся, что КНДР согласится уничтожить только свои МБР, способные достигать американской территории

В Токио полагают, что в результате переговоры могут пойти по стратегическому плану Пхеньяна. Он хотел бы вести их с позиций «мини-СССР», то есть договариваться с США не о своей «ядерной капитуляции», а о некотором сокращении вооружений и контроле над ними на основе обоюдных уступок.

С другой стороны, как отмечали эксперты японского информационного агентства Киодо, в Ханое речь может и не дойти до окончательного решения о ликвидации северокорейских МБР — эту карту Ким Чен Ын, скорее всего, прибережет на будущее. Однако Пхеньян, как считают в Токио, возможно согласится на замораживание деятельности или даже ликвидацию его ядерного центра в Йонбене в 80 км к северу от столицы КНДР, мощности которого давно изношены. Там находится, в частности, старый атомный реактор, на котором КНДР нарабатывала свои запасы оружейного плутония.

На их ликвидацию Пхеньян пока вряд ли пойдет. Он, по всей вероятности, не согласится обсуждать и судьбу своих предприятий по получению оружейного урана. США, со своей стороны, вряд ли решатся на полную отмену экономических санкций против КНДР. Однако Трамп, по японским сведениям, в целом готов пойти на открытие в Пхеньяне и в Вашингтоне пунктов связи двух стран. Делаются намеки и на то, что Вашингтон согласится на принятие декларации о завершении Корейской войны 1950–1953 гг., которая формально продолжается по сей день. Пхеньян давно этого добивается в качестве первого шага к заключению мирного договора с США и установлению с ними дипломатических отношений. КНДР хотела бы получить от Трампа и санкцию на возобновление экономического сотрудничества между Севером и Югом Кореи — это позволило бы КНДР восстановить серьезный источник получения твердой валюты.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari