Неосторожное заявление Дональда Трампа в ходе встречи с Сергеем Лавровым поставило под удар важный источник разведывательной информации об «Исламском государстве», и это не первый раз, когда президент позволяет себе опасные импровизации, пишут в The Washington Post Грег Миллер и Грег Джаффи. The Insider предлагает полный перевод статьи.
Президент Трамп разгласил государственную тайну министру иностранных дел и послу России во время встречи в Белом доме на прошлой неделе. Об этом говорят действующие и бывшие американские официальные лица, указывая, что таким образом Трамп поставил в опасность критически важный источник разведывательной информации об «Исламском государстве».
Информация, переданная президентом, была предоставлена партнером США в рамках соглашения об обмене разведывательной информацией и признана настолько чувствительной, что подробности ее не сообщались союзникам и было жестко ограничено распространение их даже внутри американской администрации.
Партнер не давал США разрешения делиться материалами с Россией, и официальные лица говорят, что Трамп, решив сделать это, поставил под у грозу сотрудничество с партнером, имеющим доступ к внутренним механизмам ИГ. После встречи Трампа с представителями России высокопоставленные сотрудники Белого дома, пытаясь ограничить ущерб, известили об этом ЦРУ и АНБ.
«Это закодированная информация, — сказал американский чиновник, знакомый с ситуацией (по терминологии американских разведслужб это означает один из высших уровней секретности). — Трамп раскрыл российскому послу больше информации чем мы сообщаем нашим собственным союзникам».
Разглашение гостайны произошло в тот момент, когда президент находится под юридическим и политическим давлением в связи с многими вопросами связанными с Россией. На прошлой неделе он уволил директора ФБР Джеймса Коми — в то время, когда бюро расследовало возможные связи между избирательным штабом Трампа и Москвой. После этого Трамп признал, что его решение было вызвано «этой российской историей», и критики президента восприняли это как попытку препятствования правосудию.
На следующий день после отставки Коми Трамп принимал в Овальном кабинете министра иностранных дел России Сергея Лаврова и посла Сергея Кисляка, который уже был центральной фигурой в скандале с российскими связями команды Трампа. По словам официальных лиц, во время этой встречи Трамп отклонился от утвержденного сценария и стал излагать подробности исходящей от ИГ террористической угрозы, связанной с использованием компьютеров на самолетах.
Почти для любого сотрудника администрации обсуждение таких вопросов с противником было бы противозаконно. Но Трамп как президент имеет широкие полномочия в том, что касается рассекречивания информации, и поэтому его действия вряд ли нарушают закон.
Сотрудники Белого дома, участвовавшие во встрече, говорят, что Трамп обсуждал лишь общие для двух сторон опасения касательно терроризма.
«Президент и министр иностранных дел обсудили общие угрозы, исходящие от террористических организаций, в том числе угрозы для авиации — сказал советник президента по национальной безопасности Герберт Макмастер, участвовавший во встрече. — Ни о каких методах разведки и источниках информации не было и речи, ничего не было сказано ни о каких военных операциях, информация о которых не была к тому моменту опубликована».
В понедельник в Белом Доме Макмастер повторил свое заявление и назвал сообщение The Washington Post «лживым», но не стал отвечать ни на какие вопросы.
В своих заявлениях сотрудники Белого дома подчеркивают, что Трамп не обсуждал конкретные разведывательные методы и источники, но обходят вопрос о том, разгласил ли он информацию, полученную от чувствительного источника.
ЦРУ отказалось давать комментарии, АНБ на запрос о комментариях не ответило.
Но официальные лица выразили беспокойство в связи с тем, как Трамп обращается с чувствительной информацией; они сомневаются, в какой мере он представляет себе возможные последствия. По их словам, раскрытие источника, предоставляющего критически важную информацию изнутри «Исламского государства», может помешать США и их союзникам распознавать будущие угрозы.
«В некотором роде это шокирует, — сказал бывший высокопоставленный американский чиновник, близкий к действующей администрации. — Похоже, Трамп очень неосторожен и не представляет себе весомость тех вещей, с которыми имеет дело, особенно когда это касается разведки и национальной безопасности. И все это особенно печально из-за его российских проблем».
Во время встречи с Лавровым Трамп хвастался знанием внутренних подробностей надвигающейся угрозы. «У меня великолепная разведка. Есть люди, которые каждый день снабжают меня прекрасными разведывательными данными», — передает слова президента один из чиновников, знакомый с содержанием разговора.
Затем Трамп перешел к обсуждению подробностей угрозы, которые США узнали только с помощью ключевого партнера разведки. Он не раскрыл конкретный метод получения информации, но рассказал, каким образом «Исламское государство» осуществляет элементы конкретной террористической операции и какой ущерб такая атака могла бы причинить при различных обстоятельствах. Больше всего беспокоит, по словам чиновника, то, что Трамп назвал город на территории, контролируемой ИГ, где партнер американской разведки обнаружил угрозу.
The Washington Post не разглашает большинство подробностей террористической операции, в том числе и название города, так как официальные лица предупреждают, что раскрытие этой информации поставит под угрозу важные разведывательные возможности.
«Все знают, что этот источник очень чувствителен, и идея поделиться с русскими информацией вплоть до такого уровня подробности вызывает беспокойство», — сказал бывший высокопоставленный сотрудник контртеррористической службы, который тесно сотрудничал с членами команды Трампа в области национальной безопасности. Он и другие источники согласились говорить только на условиях анонимности, так как тема крайне чувствительна.
По их словам, раскрытие информации о городе создает особую проблему, так как Россия с помощью этой детали может установить, кто из союзников США или разведслужб с этим связан. По словам чиновников, этот источник может быть полезен и в других целях, в том числе для получения информации о российском присутствии в Сирии. Москва может быть в высшей степени заинтересована в установлении этого источника и, возможно, устранении его.
И Россия, и США считают ИГ врагом и в ограниченном объеме обмениваются информацией о террористических угрозах. Но у двух государств различные интересы в Сирии, где Москва развернула войска в поддержку президента Башара Асада.«Россия может вычислить наши источники или технические разведывательные детали», — сказал высокопоставленный американский чиновник.
Бывший разведчик, имевший дело с российской разведкой на высоком уровне, сказал, что после того, что сообщил Трамп, для нее «вряд ли будет трудно это выяснить».
Если рассматривать ситуацию на более фундаментальном уровне, это не была информация, которую США должны предоставлять другим странам. По правилам разведки, государства и даже отдельные разведслужбы в значительной степени контролируют распространение собранной ими информации — даже после того как они ей с кем-либо поделились. Нарушение этого устоявшегося порядка подрывает доверие, которое критически важно для обмена секретной информацией.
Официальные лица отказались сообщить, о каком из союзников идет речь, но сказали, что прежде он уже выражал разочарование в связи с неспособностью Вашингтона сохранять чувствительную информацию, имеющую отношение к Ираку и Сирии.
«Если бы наш партнер узнал, что мы сообщили это России без его ведома, не попросив на это разрешения, это был бы удар по нашему сотрудничеству», — сказал американский чиновник.
Трамп также рассказывал Лаврову и Кисляку о мерах, которые США приняли или планируют принять, чтобы противостоять угрозе, в том числе о военных операциях в Ираке и Сирии, а также о других шагах по укреплению безопасности, говорят чиновники.
Подробности этих мер чиновники не хотят обсуждать, но недавно министерство внутренней безопасности сообщило, что рассматривает вопрос о запрете проносить ноутбуки и другие крупные электронные устройства в ручной клади на борт самолетов, совершающих рейсы между Европой и США. В марте США и Великобритания ввели аналогичный запрет, касающийся пассажиров, следующих транзитом через аэропорты десяти стран, где большинство населения — мусульмане.Трамп говорил о контрмерах в задумчивом тоне. «Можете представить себе, в каком мире мы теперь живем? Разве это не безумие?» — передает его слова один из чиновников.
Кроме Лаврова и Кисляка, на встрече присутствовали и их помощники.
Российский фотограф сделал на встрече несколько снимков, которые были опубликованы ТАСС. Их американских СМИ на встречу никто не был допущен.
Высокопоставленные сотрудники Белого дома быстро поняли, что Трамп зашел слишком далеко и попытались уменьшить возможные последствия. Помощник президента по внутренней безопасности и контртеррористической деятельности Томас Боссерт позвонил директорам ЦРУ и АНБ — служб, имеющих самое непосредственное отношение к соглашениям об омене информацией с партнером.
Один из подчиненных Боссерта также потребовал,чтобы вызвавший проблемы фрагмент разговора был удален из внутренних документов, а полный текст был доступен лишь узкому кругу сотрудников, чтобы предотвратить утечку или дальнейшее распространение чувствительной информации.
Сотрудники Белого дома встали на защиту Трампа. «Это ложь, — сказала помощник по стратегии советника по национальной безопасности Дина Пауэлл. — Президент обсуждал лишь общие угрозы, с которыми столкнулись оба государства».
Но никто из сотрудников не смог объяснить, почему члены президентской команды все же посчитали необходимым известить ЦРУ и АНБ.
Сенатор-республиканец от штата Теннесси Боб Коркер сказал, что прокомментирует историю, о которой сообщает The Washington Post, после того как «узнает о этом чуть больше», но добавил: «Очевидно, сейчас их траектория — нисходящая спираль, и им нужно найти способ как-то контролировать ситуацию. И, что особенно печально, нынешние руководители национальной безопасности — это действительно хорошая команда».
Коркер добавил: «Хаос, порожденный отсутствием дисциплины, создает, я бы сказал, атмосферу беспокойства».Трамп, общаясь с высокопоставленными иностранными представителями, не раз отклонялся от намеченного сценария; один из самых известных случаев — его раздраженное обращение к премьер-министру Австралии в начале этого года. Его также критиковали за расслабленный подход к безопасности, когда он в своей резиденции Мар-а-Лаго во Флориде в присутствии обычных участников обеда говорил о поступивших сообщениях о готовящемся запуске северокорейской ракеты.
Американские официальные лица говорят, что Совет по национальной безопасности продолжает готовить подробные брифинги для Трампа, чтобы подготовить его к беседам с иностранными лидерами, но он настаивает, чтобы их рекомендации были сокращены до одной страницы, и часто не обращает на них внимания.
«Похоже, он просто входит в комнату или снимает трубку и начинает импровизировать, и у этого подхода есть большие недостатки, — сказал один из бывших чиновников. — Понимает ли он, какая информация секретна, а какая нет? Вот что меня беспокоит».
Реакция Лаврова на то, что сообщил Трамп, была сдержанной, говорят чиновники. Российский министр призвал США более тесно сотрудничать с Москвой в борьбе с терроризмом.
Посол Кисляк был заметным персонажем историй о связях администрации Трампа в Россией. Первый советник Трампа по национальной безопасности Майкл Флинн был вынужден подать в отставку, проработав всего 24 дня, из-за своих контактов с Кисляком и лживых заявлений на эту тему. Генеральному прокурору Джеффу Сешнзу пришлось самоустраниться от всех действий, имеющих отношение к расследованию связей команды Трампа с Россией, которое ведет ФБР, после того как выяснилось, что он встречался и беседовал с Кисляком, хотя на слушаниях по утверждению его кандидатуры отрицал какие-либо контакты с российскими официальными лицами.
«Не сомневаюсь, что Кисляк вполне мог отправить в Кремль подробную телеграмму со всем деталями, которые он узнал от Трампа», — сказал бывший американский чиновник, который имел дело с разведывательной информацией о России.В информационном сообщении о разговоре Трампа с Лавровым и Кисляком, опубликованном Белым домом, обсуждение террористической угрозы не упоминается.
«Трамп подчеркнул необходимость совместно работать, чтобы положить конец конфликту в Сирии», — сказано в кратком изложении содержания разговора. Президент также «поднял украинский вопрос» и «подчеркнул свое желание построить лучшие отношения между США и Россией».