«Что касается Кюстина — почему Николай I c ним встречался. У Николая I не было своего «Раша Тудей», а было много прессы западной, которая писала бесконечно, исключительно помоями поливала царскую николаевскую Россию. И ему отрекомендовали Кюстина маркиза, что вот хороший парень, он до того писал уже такие путевые заметки, про Шотландию писал, что вот ему нравится Россия, что он здорово напишет. А он попросту смошенничал. То есть он приходил, нехороший этот редиска Кюстин, ел-пил, по усам текло, благодарил, говорил замечательные вещи, фразы. Приходил [домой] каждый день вечером и записывал ровно обратное — лицемернейше — тому, что он только что произносил. И так до сих пор происходит».
Маргарита Симоньян, главный редактор RT и МИА «Россия сегодня»
«Было бы неловким и неверным затевать прямую полемику с книгой г-на де Кюстина о России, ибо нападки его такого рода, что… попытки анализировать… все это нагромождение грубых клевет и благовидных софизмов, всю эту коварную смесь лжи и правды, изготовленную с величайшей ловкостью и пропитанную той неуклонной, нескрываемой ненавистью, которая делает эту книгу последним словом крестового похода Европы против России, — такие попытки обречены на неуспех... Следовательно, надлежит действовать иначе… следует найти знаменитость, писателя с репутацией… Надлежит связаться с ним напрямую и не только начертать ему план сочинения, но (и это главное) предоставить ему все необходимые материалы».
Сергей Уваров, министр народного просвещения Российской Империи в 1833–1849 гг. Записка 1843 г. Цит. по: Вера Мильчина, Александр Осповат. «Петербургский кабинет против маркиза де Кюстина: нереализованный проект С.С. Уварова»