«Президент Владимир Путин внес в Государственную думу законопроект, который вносит изменения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»… Законопроект предлагает добавить в определение воспитания детей «формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества…» Эта формулировка взята из поправок в Конституцию, вынесенных на голосование. В документе предлагается сделать воспитание составной частью образовательных программ. В частности, в них включат «рабочую программу воспитания» и «календарный план воспитательной работы». «Принятие федерального закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда», — говорится в пояснительной записке к законопроекту».
«Мы имеем здесь факт принуждения учеников высказывать определенное убеждение... Однако Билль о правах защищает индивида от принудительного выражения или подтверждения той или иной веры или отношения... Тот, кто начинает с принудительного устранения несогласия, скоро заканчивает уничтожением самих инакомыслящих. Принудительная унификация мнений дает лишь один результат — единодушие кладбища... свобода расхождения во взглядах не ограничивается малозначащими вопросами. Это было бы лишь тенью свободы. Суть свободы заключается в праве расходиться во взглядах на вещи, которые затрагивают сердцевину существующего порядка. И если есть в нашем конституционном созвездии немеркнущая звезда, то это убеждение, что никакое должностное лицо, высокое или малозначительное, не может предписывать гражданам ортодоксальные представления о политике, национализме, религии и т.д. либо принуждать их высказывать эти убеждения словом или делом».
Роберт Джексон, судья Верховного суда США в 1941–1954 гг. Цит. по: Валерий Каленский. «Билль о правах в конституционной истории США». М., 1983. С. 122–123