Давка по недоразумению
«В первый день запуска [Московских центральных диаметров] мы столкнулись с двумя вещами. Первая — отсутствие достаточного объема информации у людей… Так как поезда «Иволга» ярко брендированы надписями «МЦД», у многих пассажиров… сложилось впечатление, что только эти поезда являются составами МЦД… В итоге примерно 70% пассажиров не садились в привычные для них поезда, а ждали брендированные «Иволги», думая, что только там включается специальное тарифное решение, действующее на МЦД… Некоторые люди специально выходили из поездов, чтобы только попасть в «Иволги». В итоге весь поток, который вывозился до этого обычными поездами, переходил в основном в новые поезда, они переполнились… Проект МЦД — безусловно, успешный, он фактически перевел пригородный железнодорожный транспорт в новый стандарт — наземного метро. Проект будет постоянно улучшаться, качество перевозки будет расти…»
Максим Ликсутов, вице-мэр Москвы
«Последующие празднества… омрачены были катастрофой на Ходынском поле. На этом обширном пространстве… собралась толпа свыше полумиллиона человек, с вечера ждавшая назначенной на утро раздачи подарков… Ночь прошла спокойно… Но около 6 ч. утра — по словам очевидца — «толпа вскочила вдруг как один человек и бросилась вперед… Задние ряды напирали на передние, кто падал — того топтали…» Погибших на месте и умерших в ближайшие дни оказалось 1282 человека… Не было сделано какой-либо попытки скрыть или приуменьшить случившееся — сообщение о катастрофе появилось в газетах уже на следующий день… к великому удивлению китайского посла Ли Хун Чана, сказавшего Витте, что такие печальные вести не то что публиковать, но и государю докладывать не следовало!.. Печаль о погибших не могла, однако, остановить течение государственной жизни, и уже 21 мая на том же Ходынском плацу дефилировали стройные ряды войск».
Сергей Ольденбург. «Царствование императора Николая II»