Политика не для идеалистов
В «перестройку» на головы тогда еще советских людей обрушилась масса разоблачающих «сталинскую внешнюю политику» сентенций и назойливых идеологем. Повторялось... одно и то же: в августе 1939-го два тирана разделили Европу и начали Вторую мировую… Полагаю, нужно обсуждение обстоятельств и последствий заключения «пакта [Молотова-Риббентропа]». Так, чтобы обществу стало понятно отличие примитивных идеологических трактовок этих событий от реалий, опирающихся на знание фактов и документов. Только тогда придется в итоге признать: в конкретной внешнеполитической ситуации лета 1939 г. СССР был прав, согласившись на заключение договора о ненападении. Если, конечно, исходить из приоритета интересов конкретного суверенного государства. Нашего. И жизни конкретных людей — наших граждан. А не абстрактных фантазий, предположений, «гуманитарных» посылов и, к сожалению, существовавших тогда только в головах отдельных идеалистов... «общеевропейских ценностей».
Владимир Мединский, министр культуры РФ, доктор исторических наук
В последнее время правящие круги Англии и Франции пытаются изобразить себя в качестве борцов за демократические права народов против гитлеризма, причем английское правительство объявило, что будто бы для него целью войны против Германии является не больше и не меньше как «уничтожение гитлеризма». Получается так, что английские, а вместе с ними и французские сторонники войны объявили против Германии что-то вроде «идеологической войны», напоминающей старые религиозные войны... Но такого рода война не имеет для себя никакого оправдания. Идеологию гитлеризма, как и всякую другую идеологическую систему, можно признавать или отрицать, это дело политических взглядов. Но любой человек поймет, что идеологию нельзя уничтожить силой, нельзя покончить с нею войной. Поэтому не только бессмысленно, но и преступно вести такую войну, как война за «уничтожение гитлеризма» прикрываемая фальшивым флагом борьбы за «демократию».
Вячеслав Молотов, нарком (министр) иностранных дел СССР в 1939–1949 гг. Доклад о внешней политике правительства на сессии Верховного Совета СССР 31 октября 1939 г.