Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 1575

Об искусстве полезном и вредном

Некоторые образцы современного искусства направлены не на то, чтобы представлять ту или иную парадигму, а шокировать. Конечно, шок — это тоже своего рода феномен, но очень важно не навредить, и это должно иметь какой-то ограниченный характер. Когда современное искусство в сознании огромного числа людей связано с тем, что тебе дают что-то неожиданное, когда всерьез рассматриваешь какую-то инсталляцию на выставке, то хочется сказать — а король-то голый… Искусство — это то, что не только несет в себе эстетическую привлекательность и ценность, но и наполнено содержанием. Искусство, направленное на разрушение личности, — это уже не искусство, это антиискусство, антиценность. Это тот стержень, без которого не может существовать ни личность, ни общество, ни народ, ни государство. Что касается церкви, для нас это тоже большой вызов… Поэтому дискуссию о современном искусстве я считаю очень важной, это огромная тема… Искусство в силу своего воздействия на сознание человека является огромной силой, и от того, чем наполняется то или иное произведение искусства, зависит результат формирования сознания человека, либо это будут ценности, либо антиценности. Поэтому ответственность людей культуры и искусства огромная, потому что через их произведения формируется личность.

Кирилл, патриарх Московский и всея Руси

Поразила меня старательность, с которой он (Никита Хрущев. — Ред.) разговаривал об искусстве, ничего в нем не понимая, то есть ну ничего решительно. И так он старался объяснить, что такое красиво и что некрасиво, что такое понятно для народа и непонятно для народа. И что такое художник, который стремится к «коммунизьму», и художник, который не помогает «коммунизьму»... Долго он искал, как бы это пообиднее, пояснее объяснить... И наконец нашел — нашел и очень обрадовался этому, говорит: «Ваше искусство похоже вот на что: вот если бы человек забрался в уборную, залез бы внутрь стульчака, и оттуда, из стульчака, взирал бы на то, что над ним, ежели на стульчак кто-то сядет. На эту часть тела смотрит изнутри, из стульчака. Вот что такое ваше искусство — ему не хватает доски от стульчака, с круглой прорезью, вот чего не хватает»...Потом стал объяснять нам, что такое хорошее искусство, на образных примерах. Вот такое...— Вот идешь зимой ночью — лунная ночь — по лесу. Снег лежит под луной голубой такой, сосны, ели в снегу, глядишь — какая ж красота! И думаешь: вот это бы кто-нибудь нарисовал. Так ведь не нарисуют же, а если нарисуют, так не поверят, скажут: так не бывает! А ведь бывает в жизни эта красота! Зачем же ходить в сортир за вдохновением?

Михаил Ромм. «Устные рассказы»

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari