Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD100.68
  • EUR106.08
  • OIL74.94
Поддержите нас English
  • 754
Мнения

На фоне флирта с Путиным санкции США выглядят как "договорняк"

6 апреля США ввели новые санкции против 24 российских бизнесменов и чиновников.  В список попали, в частности, Олег Дерипаска,  Алексей Миллер, Виктор Вексельберг и другие. Это сразу же отразилось на акциях принадлежащих им компаний. Акции «РусАла» опускались в ходе торгов на 12,2%. Владимир Милов разъяснил The Insider, что представляет из себя новый список и почему при видимой солидности его фигурантов санкции не нанесут ущерба Путину. 

Опубликованные в пятницу американским Минфином дополнения в так называемый “SDN-list” - специальный «черный список» лиц, находящихся под санкциями — 24 физических и 14 юридических лиц из России, безусловно, гораздо более серьезный шаг по части усиления санкционного режима по сравнению с беззубым «телефонным справочником», появившимся на свет в январе. В отличие от январского списка «всех сверхбогатых россиян» (в отношении которого американские власти специально подчеркивали, что это «не санкционный список»), включение в “SDN-list” имеет вполне жесткие практические последствия для фигурантов в виде блокировки активов в США и запрета для американских физических и юридических лиц на ведение дел с этими людьми и компаниями. Сильная сторона вновь опубликованного списка также в том, что он перечисляет действительно релевантных людей, имеющих прямое отношение к верхушке действующей российской власти — в отличие от абстрактного январского списка миллиардеров.

Вместе с тем впадать в эйфорию тоже не стоит. Из 24 российских физических лиц, включенных в список, 20 — чиновники или бизнес-функционеры, работающие на государство и особо не зависящие от внешних финансовых рынков. Собственно, чиновников здесь большинство — 14 из 24.

При этом среди них есть такие экзотические персонажи, как тульский губернатор Дюмин, которому явно плевать на санкции, и непонятно, как он вообще сюда попал (есть версия, что американцы просто купились на спекуляции наших «политологов» о том, что Дюмин — возможный преемник Путина, хотя «выборы 18 марта» убедительно показали нам, что Путин не собирается передавать власть никаким «преемникам»). Или Патрушев, который на бирже не обращается и в США тоже не собирается.

О символическом характере санкций против такого рода людей свидетельствует факт визита руководителей СВР и ГРУ Нарышкина и Коробова в Вашингтон в январе — визита, состоявшегося несмотря на то, что оба они давно включены в “SDN-list”. (Кстати, главы ФСБ Бортникова, который тоже наведывался в январе в Вашингтон, там нет.) Или чиновники типа Олега Говоруна, Владимира Колокольцева или Михаила Фрадкова — имена громкие, но с Западом они никак не связаны, и практических последствий их внесение в этот список никаких не несет, это такой своего рода «наполнитель».

"Сколько шума было по поводу того же «Северного потока», но ни Nord Stream AG, ни Nord Stream 2 AG в списке нет. Нет там и Газпромбанка и «Сургутнефтегаза»"

Для бизнес-функционеров включение в “SDN-list” тоже не имеет прямых последствий. Например, глава «Роснефти» Игорь Сечин в этом списке фигурирует давно — что не мешает «Роснефти» вести бизнес по всему миру. Вряд ли включение в этот список глав «Газпрома», ВТБ, Газпромбанка — Миллера, Костина, Акимова — помешает вести деятельность возглавляемым ими структурам. Тем более что для опубликованного американским Минфином списка характерен один момент: довольно мощный список фигурантов-физлиц вовсе не транслируется в широкий перечень юридических лиц, подпадающих под санкции — список юрлиц весьма узок (всего 14, из которых 8 относятся к Олегу Дерипаске - о нем чуть ниже). Ни одного лица, связанного с «Газпромом», в списке нет — а между тем, Алексей Миллер сам непосредственно не участвует в хозяйственной деятельности «Газпрома», все контракты заключают разнообразные «дочки» газовой монополии. Сколько шума было от американских политиков по поводу, например, того же «Северного потока», но ни Nord Stream AG, ни Nord Stream 2 AG (компании-операторы двух очередей проекта) в списке нет. Нет там ни Газпромбанка, ни «Сургутнефтегаза» - а наличие в списке лично Андрея Акимова и Владимира Богданова мало что значит.

Что действительно имеет огромное значение — так это включение в список по-настоящему крупных и международно активных бизнесменов Олега Дерипаски и Виктора Вексельберга. В дополнение к Дерипаске санкции распространены аж на 8 связанных с ним юрлиц (крупнейшие его активы), по Вексельбергу — на группу «Ренова». Это действительно мощный удар по крупным бизнес-структурам, связанным с путинской системой власти. На практике такой шаг уничтожает международные перспективы этих бизнесменов: они попали в один разряд, скажем, с иранскими бизнес-конгломератами, которых в свое время после включения в “SDN-list” участники международных рынков начали всячески обходить стороной.

Вместе с тем, тут есть свое «но». Насколько американские санкции против Дерипаски и Вексельберга реально наносят удар по Путину? Это большой вопрос. С Вексельбергом отношения очевидно и давно охладились: ярким свидетельством тому были обыски и аресты в «Ренове» в сентябре 2016 года. Дерипаска, безусловно, ближе к Путину, однако в последнее время поступало много сигналов о том, что Путин раздражен его постоянными просьбами о господдержке, неспособностью разрешить корпоративный конфликт с Потаниным в «Норникеле» и т. д. Едва ли обнимашки на камеру с Настей Рыбкой в компании вице-премьера Приходько добавили Дерипаске авторитета. В «силовом» окружении Путина давно точат зуб на Дерипаску как на главного кассира «ельцинской семьи», перспективу реставрации влияния которой силовики хотят закрыть раз и навсегда.

А тут такое удобное совпадение — Дональд Трамп начал нешуточную войну против импорта зарубежной стали и алюминия в США, и тут же под политическим предлогом вводятся санкции против одного из крупнейших поставщиков алюминия в США, «Русала», крупнейшие акционеры которого — Дерипаска и Вексельберг. И в ВТО не оспоришь: санкции не носят торговый характер!

"В список попал даже младший партнер Усманова - Скоч, а самого Усманова почему-то нет"

Зато новый список Минфина США не включает таких известных персонажей, как Роман Абрамович или Алишер Усманов. По Усманову это вообще трудно объяснимо: он открыто занимается в России «развитием интернета» (читай: созданием системы госконтроля и манипулирования в сети), за что, собственно, Америка во многом и вводит санкции. Влияние Абрамовича в российской системе власти очевидно выше Дерипаски и Вексельберга. С Усмановым, кстати, связан еще один интересный момент: в свежий санкционный список попал его младший партнер по «Металлоинвесту» Андрей Скоч (хотя какое там у него политическое влияние?!..), а вот сам Усманов попадания в список избежал.

Да, в списке есть и зять Путина Кирилл Шамалов — но он продал почти все свои акции в «Сибуре», а самого «Сибура» в санкционном списке нет. Да, есть Игорь Ротенберг — но ранее в “SDN-list” уже попали все остальные Ротенберги, так что тут ничего нового. Керимов? Ему сейчас вообще не до этого.

Вспоминая последний телефонный разговор Трампа с Путиным, поздравления с «победой на выборах» и приглашение посетить Вашингтон, опубликованный сегодня список оставляет некий осадок «договорняка». Да, сам по себе этот шаг серьезен, однако для большинства затронутых лиц прямых последствий он не несет. Те, для кого несет — Дерипаска и Вексельберг — немного выпали из обоймы. Российские официальные лица, конечно, выступят с дежурной порцией гневных комментариев, но на самом деле произошедшее для них — из серии «все, что нас не убивает».

Почему американская администрация все же решилась на какой-то более значимый шаг после длительного саботажа санкций и на фоне явного флирта с Путиным? Видимо, свое влияние оказывает расследование Роберта Мюллера — нельзя больше так явно саботировать очевидный запрос американского истеблишмента на серьезные действия против Путина. Но надо отдать администрации Трампа должное: они поступили мастерски, сделали так, что и опубликованный список выглядит солидно, и, с другой стороны, не нанесли особого ущерба Путину. Да, коммерческие последствия для «Русала» и «Реновы» будут — но тем быстрее их сможет купить какая-нибудь российская госкомпания. А Путин спокойно приедет в Вашингтон и будет обсуждать там раздел Сирии и мира — в то время как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк», Сбербанк и т. д. новыми санкциями непосредственно не затронуты.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari