Партия «Слуга народа» получает единоличное большинство в украинском парламенте. По предварительным данным центральной избирательной комиссии, партия, о которой еще год назад никто не знал, будет иметь в верховной раде 9 созыва не менее 240 голосов. Коротко о парламентской арифметике. По Конституции в Раде 450 народных депутатов, но на самом деле борьба идет за 424 мандата — 26 округов находятся на неподконтрольной власти территории отдельных районов Донбасса и в аннексированном Крыму, и там выборы не проводились. Для принятия Радой законопроекта необходимо 226 голосов, для изменений в Конституцию — не менее 300.
Владимир Зеленский, за которого в мае этого года проголосовали рекордные для украинской политики 73% голосов, решил закрепить этот результат и получить всю полноту власти в Украине. Расчет оказался верным. Сомнительное, с точки зрения закона, решение распустить действующий состав парламента и быстро провести избирательную кампанию привело к тому, что Зеленский и его команда получили единоличную власть в стране. Такого в независимой Украине еще не было. Даже Виктор Янукович, которого обвиняли в диктаторских замашках и построении вертикали власти по российскому образцу, близко не подошел к такому уровню влияния в стране, который удалось получить Владимиру Зеленскому. В лучшие для него годы у Януковича была фракция в 185 голосов (2006–2007 гг.), а когда стал президентом, его Партия регионов имела всего 72 мандата (2012–2014 гг.).
Даже Виктор Янукович, которого обвиняли в построении вертикали власти по российскому образцу, близко не подошел к такому уровню влияния в стране, который удалось получить Владимиру Зеленскому
Перечень претензий к Зеленскому велик: он неопытен, ничего не знает об управлении государством на любом уровне — будь то внешняя политика или формирование бюджета, он плохо говорит по-украински, да и вообще разговаривает как «парень из подворотни», у него замашки Лукашенко, он презирает всех, кто управлял государством до него. За то недолгое время которое Зеленский находится у власти, он уже дал основания говорить о возрождении «телефонного права», недовольным его действиями президент угрожает Службой безопасности Украины. Он менторским тоном разбирается с руководством налоговой службы и делает вид, что понимает проблемы харьковских лесников, он груб, и это нравится избирателям. Оказывается, украинскому избирателю совсем не нужны сложные решения, политические стратегии, партийная идеология и «политики в галстуках». Ему нужны простые решения, он не понимает длинных сценариев, скажем, с Международным валютным фондом. Он лояльно относится к самым популистическим обещаниям, например, снизить тарифы на ЖКХ в два раза. Он думает, что коррупцию может победить тот, кто громче всех о ней говорит. Украинский избиратель просто ХОЧЕТ, здесь и сейчас, и желательно, чтобы все сделал кто-то другой, а он просто получил бы возможность пользоваться этой победой.
https://www.youtube.com/watch?v=ggoyKRM6g88&feature=youtu.be
В Украине произошла Великая популистическая революция, но было бы совсем несправедливо отказывать Владимиру Зеленскому и партии «Слуга народа» в намерении сделать жизнь украинцев лучше и шансах на успех. Даже самые грозные скептики новой власти в Украине время от времени допускают мысль, что у Зеленского может получиться, что политика в изменившемся мире перестала быть уделом отдельного политического класса, знающего, что делать и как. Они успокаивают себя тем, что живут же США при Трампе, Франция при Макроне, Беларусь при Лукашенко. Что народ устал от профессиональных политиков, которые занимались страной по остаточному принципу, отдавая предпочтение прежде всего своим интересам. Коррупцию в Украине действительно никто не отменял, также как и того, что страна является самой бедной в Европе, занимая, по данным отчета МВФ, 134 место в мире (на 133 месте — Молдова). И, возможно, то, что некоторые называют народной глупостью, огорчаясь, что к власти пришли плебеи, на самом деле — итог колоссальной усталости людей и их последняя надежда на то, что новая власть сможет решить все проблемы, которые до этого момента не решались. Глупость или надежда? Каждый выбирает объяснение для себя сам. Мы действительно не понимаем, что будет дальше. Верный сторонник кремлевского курса Украины, партия «Оппозиционная платформа — За жизнь», получила 13% (44 мандата), но будет ли этого достаточно, чтобы изменить европейский и евроатлантический вектор Украины? Хочется верить, что нет. Еще одну оппозицию новой власти составит партия пятого президента Петра Порошенко — «Европейская солидарность» (8,6%, 27 мандатов). Хватит ли у них сил убедить новую власть в необходимости отстаивать европейские ценности? Хочется верить, что да. Есть еще «Батькивщина» и ее 8% (25 мандатов), которая очень хочет стать частью новой власти, но надо ли ЗеКоманде связываться с одной из старейших партий в стране?
То, что некоторые называют народной глупостью, огорчаясь, что к власти пришли плебеи, на самом деле — итог колоссальной усталости людей и их последняя надежда
Если попытаться приложить украинский политический опыт на будущие действия «Слуг», то есть как минимум четыре опасности, с которыми они столкнуться. При таком кредите доверия ЗеКоманда, скорее всего, не будет брать в коалицию даже партию «Голос» (6,3%, 20 мандатов), к которой были сильны симпатии избирателей во время кампании. А значит, они сами сформируют исполнительную вертикаль — Кабинет министров и назначат руководителей ведомств. Кадровый голод — первая опасность. Если действительно речь идет о лучшем будущем, то новая власть откажется от привлечения к решению задач всех, кто имел отношение к старой власти. Выполнить это весьма трудно, если не невозможно. Даже в новой оппозиции есть достаточно профессиональных и молодых людей, которые хорошо делали свое дело.
Удержать под контролем более 200 депутатов, абсолютно разных по взглядам, мировоззрению, опыту (или, скорее, неопытности) в рамках «политики партии» невероятно трудно. И здесь может сработать один метод — диктат и отказ от права на собственное мнение. Депутатам нового большинства будут спускать свыше уже готовое решение, и украинский парламент действительно может превратиться в «место не для дискуссий».
Украинские олигархи потеряли контроль над парламентом. Но это не значит, что они с этим согласились и не будут пытаться его вернуть. Сейчас им активно навязывают тезис про «одинаковые правила игры». Что это значит в новых условиях — неясно. Если речь не идет о национализации их предприятий, тогда, возможно, они на это и пойдут. Если же их фабрики и заводы захотят вернуть, крупный украинский бизнес сможет профинансировать любую революцию против Зеленского.
И главное. Народ. «Монокоалиция, составленная преимущественно из никому неизвестных людей, должна четко понимать: каждая ямка на дороге, каждая цифра в платежке, каждый ценник в магазине — это теперь их полная ответственность. А еще сверхсложные вызовы внешней политики, завершение войны на украинских условиях, эффективное противодействие агрессору и результативная борьба с коррупцией», — уверен лидер партии «Народный контроль» Дмитрий Добродомов. Слепая вера в лучшее будущее, выраженная в высоком уровне доверия к Владимиру Зеленскому и «Слуге народа», точно также может превратиться в прозрение, в случае, если власть не выполнит эти самые обещания. Народная любовь изменчива — ее надо постоянно подпитывать. И если какое-то время люди будут мириться с тем, что власть займется оправданием своих неуспехов кознями предшественников, то дольше года так продолжаться не сможет. Так что ЗеКоманда должна будет сделать все возможное, чтобы оправдать возложенные на нее ожидания. В противном случае те, кто дал им власть, этой власти их и лишат.
PS. Все данные указаны на момент обработки ЦИК 55% бюллетеней.
Автор — Валерий Калныш, главный редактор Радио НВ (Украина)