Смольный отказал противникам передачи Исаакиевского собора РПЦ в проведении митинга. Городские власти сослались на то, что в том же месте уже готовится провести акцию НОД. Движение, напротив, будет митинговать за то, чтобы храм стал действующим церковным учреждением.
Напомним, Исаакиевский собор будет передан в безвозмездное пользование РПЦ на 49 лет, такое распоряжение подписал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Передача собора церкви станет потерей не только для туристической отрасли города, но и будет стоить бюджету больших средств, - заявила в интервью The Insider депутат петербургского Заксобрания Оксана Дмитриева.
(Альтернативную точку зрения представителя РПЦ читайте здесь)
Существует распоряжение губернатора о передаче собора церкви, но у нас есть сомнения в законности этого документа. Дело в том, что предметом музея является сам Исаакиевский собор, а неотъемлемые элементы его интерьера и экстерьера - фрески, мозаики, колонны (как монолитные колонны, так и облицовка) - это все объекты музейного фонда.
По закону объекты музейного фонда передаче не подлежат, нельзя же, например, снять со стены картину и передать другому музею.
В РПЦ этого просто не осознают, это первая юридическая коллизия такого рода. В аналогичной ситуации, когда объект недвижимого имущества расположен на участке земли, вы не можете передать эту землю кому-то, поскольку объект общий: земля и дом на ней. По этому же принципу нельзя отделить объекты музейного фонда в виде фресок, мозаики, полов, колонн от самого Исаакиевского собора.
Церковные церемонии в соборе и так проходят - более 600 богослужений в год, это, в среднем, два богослужения в день. Они распределены неравномерно, но потребности верующих полностью удовлетворяются.
Тем более Исаакиевский собор в течение всей своей истории больше функционировал, как музей, чем как храм. Нельзя забывать о том, что его первоначальная функция главного кафедрального собора Российской Империи утрачена. Во-первых, с тех пор, как столицу перенесли в Москву, эту функцию выполняет Храм Христа Спасителя.
Во-вторых, для Санкт-Петербурга он также не является главным кафедральным собором. Здесь есть другие церкви: Никольский собор, Князь-Владимирский собор, которые всегда были действующими религиозными объектами, намоленными местами для верующих. Исаакиевский собор, с моей точки зрения, таковым никогда не являлся.
Зато как музей Исаакий находится на втором месте по значимости в Петербурге. В прошлом году Эрмитаж посетило 4,1 млн человек, а Исаакиевский собор - 3,7-3,9 млн. Для сравнения: все объекты Петропавловской крепости, Музей истории города - это чуть больше 2 млн посетителей в год, то есть практически в два раза меньше, Русский музей - чуть больше 1,5 млн, то есть в три раза меньше.
Исаакиевский собор незаменим, и это редкий случай - он не получает субсидий и полностью себя окупает. Выручка его как музея - свыше 800 млн рублей. Действительно, как архитектурно-экскурсионный объект он очень удобный, вместительный, его можно посмотреть с любой точки, есть удобная парковка.
Как показывает опыт ранее переданных РПЦ Смольного и Казанского соборов, доступ на церковный объект будет ограничен для туристов, они просто не включаются в список экскурсий. Петербург развивается как туристический центр, нельзя закрывать для посетителей второй по значимости туристический объект, прекращая его деятельность.
Исаакиевский собор - это бюджетное учреждение, музей на 300 научных, экскурсионных работников, которые ведут постоянную исследовательскую деятельность, обучают гидов других фирм. Что значит лишить работы 400 музейных работников из второго по посещаемости учреждения после Эрмитажа? На мой взгляд, это нечто совершенно немыслимое!
Специалисты, которых мы вызвали для проведения экспертизы, утверждают, что Исаакиевский собор требует постоянной реставрации. Мозаики, которые идут по нефу и куполу – это очень непростая в содержании вещь, так же как и малахитовые колонны. Одно дело, когда реставрацию ведут хранители, они этим живут и занимаются постоянно, другое - когда время от времени нанимается какая-то сторонняя организация-подрядчик. Тем более, что Исаакиевский собор - уникальный в этом плане объект. Его нужно регулярно ремонтировать, например, из-за неравномерной осадки пилонов: здание большое, тяжелое, а грунты у нас в Петербурге подвижные из-за болота. Комиссия по надзору за Исаакиевским собором функционировала под руководством архитектора Стасова со второй половины XIX века. В 30-е годы прошла очень дорогостоящая реставрация, в 50-е годы - еще одна. Это сложный инженерный объект, его не так просто сохранять, и церковь этим никогда не занималась.
При этом городу понадобится как минимум около 1 млрд рублей ежегодно, чтобы содержать Исаакиевский собор. Сейчас 800 млн зарабатывает сам музей, реставрируют и содержат его специалисты, которые в нем работают Часть из них занимается сохранением живописи, другие - мозаикой, третьи - мрамором. Другое дело, когда эти работы будут производить сторонние организации.
С другой стороны, передача Исаакиевского собора РПЦ - это удар по культурному пространству Санкт-Петербурга. Здесь не нужно даже искать политическую подоплеку. Решение о передаче не мотивировано ни с экономической, ни с фискальной, ни с научно-культурной точки зрения.
Если говорить о месте Исакиевского собора в культурном пространстве, это наиболее светский из всех российских соборов. Он является однокупольным собором по типу собора Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. По своему стилю он наиболее католический из всех, так как построен католиком с большим количеством католических элементов и в интерьере, и в экстерьере.
Если мы проведем митинг, на него выйдут православные люди. Мы все, кто выступает от Партии Роста против передачи собора РПЦ, - православные люди и крещены в православной вере. Вера – это вопрос совести каждого, но есть целый ряд других вопросов: развитие страны, культуры, экономическое развитие города. Если туризм его основная отрасль и специализация, как можно прекращать деятельность второго музея в Петербург?