Избранный президент США Дональд Трамп предложил на пост государственного секретаря Рекса Тиллерсона, 64-летнего главу ExxonMobil. В интервью FoxNews, перечисляя основные достоинства Тиллерсона, Трамп особо отметил его опыт проведения сделок с Россией и его связи (имеющие долгую историю) с российским президентом Владимиром Путиным. Однако близость Тиллерсона к Кремлю вовсе не означает, что при нем Вашингтон пойдет на политические уступки Москве, уверен научный сотрудник центра Североамериканских исследований ИМЭМО РАН им. Примакова Сергей Кислицын.
Назначение Тиллерсона - это специфическое решение, он не имеет опыта в мировой политике. Конечно, он общался с лидерами разных стран, много знает о России, но он не дипломат - он бизнесмен, глава совета директоров. Это, конечно, несколько странное назначение, но вполне себе в духе Трампа. Если Обама окружал себя интеллектуалами, то у Трампа это, в основном, генералы и представители крупного бизнеса.
Что касается его связей с Сечиным и даже Путиным, я бы не торопился с выводами о грядущем сближении США и России, потому что речь не о дружеских контактах, а об общем бизнесе. Эти отношения не мешали Тиллерсону как главе ExxonMobil судиться по поводу возвращения налогов в деле с месторождением «Сахалин-1». Это бизнес, и он будет идти дальше, только теперь в сфере мировой политики, а как они будут его реализовывать, пока загадка. Тот факт, что Тиллерсон может лично общаться с Сечиным и даже с президентом, в случае возникновения кризисной ситуации может способствовать их диалогу. Однако они рано или поздно столкнутся с реальностью, которая создана предыдущей администрацией и нашими двусторонними отношениями, и проблемы, при всем желании, останутся старые.
Сенат скоро окажется во власти республиканцев, они по сути будут контролировать весь Вашингтон, начиная с января. Постепенно Трамп и республиканцы найдут точки соприкосновения и будут сотрудничать. Предполагаю, что кандидатура Тиллерсона все-таки обсуждалась с представителями партии, например, экс-госсекретарь Кондолиза Райс и Роберт Гейтс советовали Трампу рассмотреть это назначение. И несмотря на то, что Гейтс работал на две партии, оба они представители крупного американского истеблишмента. В подспорье Тиллерсону предполагается Джон Болтон, возможно он станет заместителем госсекретаря. Он был послом США в ООН в 2005-2006 году при Буше-младшем и является символом американского неоконсерватизма, важной составляющей Республиканской партии, к тому же он давно выступает ее спонсором. Это «ястреб», который вполне может стать контактом между Тиллерсоном и республиканцами.
Место Тиллерсона мог занять Митт Ромни, об этом много говорили, но у самого Трампа отношения с ним не очень сложились. Может быть, в процессе общения Трамп сделал выводы, что этот человек не совсем подходит на роль госсекретаря. Ромни не всегда поддерживал Трампа, хотя потом поздравил его с победой, о чем тот сразу написал в своем твиттере. Однако Ромни - это истеблишмент, а Трамп - это бизнес, и оба они люди упертые, идейные, и у них возникли противоречия. Но это только предположения, мы вообще не знаем, что происходит в Трамп-тауэр в эти дни, вокруг здания наверняка дежурит много людей, которые наблюдают за теми, кто туда заходит, но о чем говорят внутри, мы не знаем.
Что касается торговой политики США, у Тиллерсона и Трампа на этот счет есть разногласия. Новый госсекретарь выступал за Транстихоокеанское партнерство, он считает его полезным, но, полагаю, стоит подождать назначения министра торговли. В отличие от Обамы, в торговых вопросах Трамп окружает себя людьми, предпочитающими изоляционизм и протекционизм. Тиллерсон может попытаться влиять на это, но он госсекретарь, у него другие задачи.
В международной политике, в сирийском вопросе, сыграет роль его свита, заместители, важна их позиция. Все ждали назначения госсекретаря, и тут Трамп выбирает «серую лошадку»: непонятно, как Тиллерсон проявит себя в качестве дипломата, как у него сложатся отношения с тем же Лавровым. Если заместителями станут представители американского неоконсерватизма, такие как Болтон, то политика будет жесткой, практически бескомпромиссной и односторонней. Если это будут сторонники реализма, тогда мы сможем с ними сотрудничать, и появится более широкое поле для переговоров.
Позиция Трампа по Крыму совершенно расходится с точкой зрения Конгресса - его республиканских и демократических представителей. Его позиция слишком пророссийская даже для «голубей», не говоря об их антиподах «ястребах». Поэтому вряд ли России удастся добиться признания Крыма.