Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.09
Поддержите нас English
  • 2207
Мнения

Самоликвидация империи. Штефан Майстер о том, как Кремль лишился роли гаранта безопасности на Южном Кавказе

6 ноября глава генштаба Армении Эдвард Асрян провел переговоры с замкомандира Европейского командования США Стивеном Башамом: стороны договорились о военном сотрудничестве. В то же время Армения отказалась участвовать во встрече секретарей совбезов СНГ. Невмешательство России в войну в Нагорном Карабахе продемонстрировало, что РФ утрачивает влияние в регионе, где раньше выступала гарантом стабильности. Вакуум заполняют другие державы, и если Турция уже заявила о своих амбициях, то Западу пока не хватает инициативы, считает Штефан Майстер, руководитель программ Восточной Европы и Центральной Азии в Германском обществе внешней политики.

Игре России за обе стороны пришел конец

После того как осенью 2020 года во второй карабахской войне победил Азербайджан, Владимир Путин все же смог остановить полный захват спорного региона Азербайджаном и выступить в роли посредника при заключении соглашения о прекращении огня между Баку и Ереваном. Развертывание Москвой «миротворческих сил» в Нагорном Карабахе создало основу для гарантий проживающим там армянам. Как и в прошлые десятилетия, Россия выступала гарантом статус-кво.

Но новая война, продемонстрировавшая военное превосходство Азербайджана над Арменией и более активное и открытое участие Турции на стороне Баку, стала свидетельством изменений баланса сил в регионе. После событий 19 сентября и быстрого захвата Нагорного Карабаха азербайджанскими войсками соглашение о прекращении огня 2020 года стало историей, а роль России как гаранта безопасности карабахских армян и армянского государства сошла на нет.

Политике России, заключавшейся в поддержании конфликта и игре за обе стороны, пришел конец. Министр иностранных дел России Сергей Лавров даже заявил в июле 2023 года, что армяне Карабаха должны признать власть Азербайджана, — и это больше похоже на признание новой реальности, чем на отстаивание интересов Москвы.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Политике России, заключавшейся в поддержании конфликта в Карабахе и игре за обе стороны, пришел конец

Система региональной безопасности, гарантом которой выступала Россия после распада Советского Союза, больше не функционирует. Азербайджан теперь не только контролирует Нагорный Карабах и вынудил армян покинуть регион, но и ставит под вопрос территориальную целостность армянского государства. Возглавляемая Россией Организация договора о коллективной безопасности, которая была создана в качестве альтернативы НАТО для постсоветских стран, не смогла ничего сделать для обеспечения безопасности армян в Нагорном Карабахе или для армянского государства.

При поддержке члена НАТО Турции Баку систематически готовил этот военный захват и одновременно развивал хорошие отношения с ЕС (выступая в роли крупного поставщика нефти и газа), а также с США и Израилем (в качестве партнера по ослаблению роли Ирана в регионе). Особенно важным партнером Баку стал Израиль, который поставляет в Азербайджан современное оружие, включая беспилотники. В то время как Азербайджан экспортирует в Израиль прежде всего нефть, обе страны наладили тесное сотрудничество в области технологий и разведки с целью ослабления Ирана. Кроме того, Азербайджан поддерживает Украину, посылая туда гуманитарную помощь.

Изменение геополитики на Южном Кавказе

Партнер Армении Иран стал вторым проигравшим от смены расклада на Южном Кавказе: его противники Азербайджан и Турция становятся доминирующими игроками в сфере безопасности в регионе. Для Ирана сохранение статус-кво на Южном Кавказе, гарантированного Россией, всегда было предпочтительной целью. Теперь Россия не может играть роль гаранта. Хуже того, если Азербайджан на следующем этапе силой или военным давлением получит контроль над коридором к своему эксклаву Нахичевань через Сюникскую область на юге Армении, Иран лишится влияния на свою северную границу с Арменией.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Иран стал вторым проигравшим от смены расклада на Южном Кавказе

Последнее соглашение между Ираном и Азербайджаном о строительстве автомобильной дороги в Нахичевань через иранскую территорию не следует понимать как альтернативу «коридору» через армянскую территорию, скорее Баку хочет купить улучшение отношений с Тегераном. Будущее покажет, удастся ли двум странам договориться.

Война против Украины изменила интересы России на Южном Кавказе. В условиях западных санкций ей нужны альтернативные транзитные маршруты, такие как коридор «Север — Юг» через Азербайджан в Иран и далее к Индийскому океану. Кроме того, возросло значение Турции для России с точки зрения торговли и обхода санкций. В результате переговорная позиция Азербайджана и Турции по отношению к Москве улучшилась. Можно предположить, что нападение на Нагорный Карабах было согласовано не только с Анкарой, но и с Москвой. В то же время Москва заинтересована в расширении торговых путей в Турцию, а это значит, что она будет поддерживать «коридор» через территорию Армении.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Нападение на Нагорный Карабах, возможно, было согласовано не только с Анкарой, но и с Москвой

Несмотря на то что сейчас имидж России в Армении малопривлекателен, Москва остается важнейшим торговым партнером Еревана и поставщиком газа. Российские компании владеют стратегической инфраструктурой в железнодорожном и электроэнергетическом секторах. Россия по-прежнему имеет военную базу во втором по величине армянском городе Гюмри. В скором времени России придется вывести свои войска из Нагорного Карабаха, но она может увеличить свое присутствие в Лачинском коридоре.

Ушла, но остается

Пока Россия не окончательно ушла из региона и остается значимым игроком с точки зрения экономических отношений и неформальных связей на Кавказе. За последний год Москва усилила влияние на Грузию, сняв с нее санкции, отменив визовый режим для грузин и восстановив прямое авиасообщение. Правящая партия «Грузинская мечта» даже попыталась ввести закон об иностранных агентах, скопированный с российского, а теперь инициирует закон о СМИ и ЛГБТ, опять-таки под влиянием Москвы.

Кроме того, Москва собирается создать военно-морскую базу в абхазской Очамчире, поскольку с появлением у Украины дальнобойных ракет Черноморский флот в Севастополе больше не может чувствовать себя в безопасности.

В Москве также утверждают, что обсуждают с Тбилиси возобновление железнодорожного сообщения через Абхазию (грузинские политики это опровергают). А в тендере на строительство глубоководного порта Анаклия в Черном море наряду с китайским консорциумом в шорт-лист попала компания из Люксембурга и Швейцарии, имеющая российское происхождение. Может быть, все эти инфраструктурные проекты и не будут реализованы, но они предотвратят серьезные альтернативные инвестиции из Европы или США в инфраструктуру Грузии. Это означает, что роль России в экономике Грузии будет возрастать, а если «Грузинская мечта» победит на парламентских выборах 2024 года, сближение с Россией только углубится. Таким образом, Кремль влияет на ситуацию и при подготовке «Грузинской мечты» к победе на выборах.

Наконец, близким союзником Москвы в войне против Украины стал Иран, который поставляет беспилотники и помогает российскому руководству обходить санкции. Россия и Иран конкурируют между собой за влияние на Южном Кавказе, но в нынешней ситуации им выгоднее координировать свои действия в регионе.

Крах либеральной инициативы Запада

ЕС попытался усилить свое присутствие в регионе после второй карабахской войны и вторжения России в Украину. После того как многосторонняя группа ОБСЕ — Минск по Нагорному Карабаху была отодвинута на второй план со своим соглашением о прекращении огня и утратила авторитетную роль в конфликте, ЕС постарался заполнить возникший пробел. Впервые он проявил готовность участвовать в переговорах между Арменией и Азербайджаном, используя посредническую платформу, инициированную председателем Европейского Совета Шарлем Мишелем.

ЕС развернул миссию гражданского мониторинга в Армении на границе с Азербайджаном, чтобы предотвратить дальнейшие нападения на армянскую территорию. ЕС был готов продвигать свою концепцию мирного урегулирования конфликтов в регионе, поддерживаемую правительством США. Но после силового захвата Нагорного Карабаха Азербайджаном дипломатия ЕС и США потерпела крах. Слабая реакция на азербайджанскую агрессию и исход карабахских армян из региона еще раз продемонстрировали отсутствие интереса, единства и способности к действиям со стороны стран ЕС в условиях кризиса. Не ЕС с его проектом либерального мира стал законодателем мод, а Россия и Турция, явив собой образчики авторитарного силового решения конфликтов.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Не ЕС с его проектом либерального мира стал законодателем мод, а Россия и Турция

Новый порядок региональной безопасности на Южном Кавказе подразумевает, что доминировать будут сила и военная мощь. Турция выйдет на первые роли в регионе, поддерживая Азербайджан. Ни США, ни ЕС не хотят играть решающую роль. Не предоставляя гарантий безопасности, не играя роли в поддержании регионального мира и не создавая рычагов влияния на такие страны, как Азербайджан и Турция, ЕС останется наблюдателем в региональной борьбе за власть.

Это не такие уж плохие новости для Москвы, которая вместе с Турцией, Ираном и Азербайджаном заинтересована в том, чтобы не допустить Запад в этот регион. Москва является транзакционным игроком, у которого будет меньше военных ресурсов для борьбы за власть в регионе. Поэтому исход войны в Украине также повлияет на региональный порядок на Южном Кавказе. Однако Россия все еще обладает экономической мощью, неформальными связями и рычагами влияния на региональные события — речь, в частности, о зависимости Турции от российского газа и экономических отношений Армении и Грузии с Москвой. Так что Россия со своей авторитарной философией останется одним из ключевых игроков в региональной борьбе за власть.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Исход войны в Украине также повлияет на региональный порядок на Южном Кавказе

Для общественных сил стран Южного Кавказа это плохие новости. Силовой захват Нагорного Карабаха — не завершение конфликта, а очередной виток эскалации между двумя странами. Он породит еще больше ненависти и унижения; Азербайджан, вероятно, сможет подорвать территориальную целостность армянского государства при поддержке Турции и с согласия России. Попытки премьер-министра Армении Пашиняна выйти из сферы влияния России не увенчаются успехом до тех пор, пока не появятся альтернативные предложения по гарантиям безопасности со стороны ЕС, НАТО или международных институтов. У Азербайджана же получается добиться раскола среди стран ЕС, предлагая газ и его транзит.

Символичен и откат Грузии от демократии, в то время как ЕС предлагает стране перспективы членства. Смена режима и установление автократического государства с правящей партией, у которой невозможно выиграть выборы, демонстрируют ограниченность влияния грузинского гражданского общества и «мягкой силы» ЕС.

Итак, Россия остается авторитарным законодателем мод на Южном Кавказе. Но ей придется все больше конкурировать с другими авторитарными странами, такими как Турция, Иран и Азербайджан, которые способны действовать так же безжалостно, как Москва.

Нахичеванская область Азербайджана — эксклав, отделенный от остальной страны армянской областью Сюник.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari