Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.3
Поддержите нас English
  • 18894
Мнения

Все идет по Госплану. Как вакханалия госрегулирования усугубляет кризис в экономике

С тотальным кризисом экономики правительство пытается справиться запретами, сплошным регулированием и дотациями. Даже по итогам февраля заметно, что денежный печатный станок заработал с давно не виданной интенсивностью, и цены закономерно растут. Заводы стали простаивать, дефицит проникает в самые разные сферы. Неумелое госрегулирование в конечном итоге может окончательно подкосить и так пошатнувшуюся экономику, считает экономист Валерий Кизилов.

Многие соотечественники все еще верят, что перемены в экономике, вызванные военными действиями, санкциями и решениями российских властей, будут в основном к лучшему, или ненадолго, или небольшими, или вызовут на Западе еще больше потрясений, чем у нас. Как бы в подтверждение этих надежд, официальный курс рубля с 11 по 31 марта резко восстановился – со 120 рублей за доллар до 84, и цены на на теневом рынке поначалу соответствовали этой динамике. Кроме того, 24 марта возобновились торги акциями на Московской бирже, и котировки в среднем оказались на 6% выше, чем накануне закрытия, 25 февраля. Однако спад производства, взлет цен, деградация транспорта и лихорадка деструктивных мер правительства нарастают, и именно эти тенденции определят будущее - как ближайшее, так и среднесрочное.

Ралли в никуда

Первым толчком к спаду, а кое-где и к остановке производства стала нехватка импортных компонентов. Этот механизм хорошо виден на примере АвтоВАЗа, который еще 3 марта объявил об «уходе в простой» из-за отсутствия комплектующих. С тех пор нормальная работа концерна, контролирующего автомобильные заводы в Тольятти и Ижевске, так и не возобновилась. Лишь 10 марта появилось сообщение, что линии по сборке «грант» и «нив» вернутся к работе на три дня с 16 по 18 марта, тогда как линия B0, где собирают иномарки, и ижевский завод останутся в режиме простоя. На следующей рабочей неделе, с 21 по 25 марта, наоборот, линии Granta и Niva простаивали, а B0 и «Lada Ижевск» работали, но не полную неделю, а только в понедельник и вторник. Простаивающий персонал при этом получает только две трети заработной платы.

Сложности на этом не кончились. Дата, когда начинается ежегодный трехнедельный отпуск всех сотрудников АвтоВАЗа, была перенесена с 25 июля на 4 апреля – руководство компании надеется за время отпуска как-то восполнить запас комплектующих. Затем французская группа Renault – главный акционер АвтоВАЗа с долей 67,6% акций – приостановила производство на своем московском заводе и заявила, что «принимает необходимые меры для соблюдения международных санкций», а в отношении своих вазовских активов «оценивает доступные варианты».

Для АвтоВАЗа это означает разрыв технологической связи с материнской компанией, выпадение из единой закупочной системы Renault, отказ от планов по запуску новых моделей. Теперь планируется, что на волжском заводе будут выпускать оригинальные, то есть старые модели, но и для этого потребуется несколько месяцев - на возобновление производства оригинальных компонентов и на сертификацию. С июня вазовские заводы хотят перевести на четырехдневную рабочую неделю, то есть выпуск и заработки сотрудников снизятся на 25%. А что будет между концом апреля и началом июня, пока не ясно: согласно «Коммерсанту», Минпромторг ждет, что уже по окончании отпуска 24 апреля АвтоВАЗ возобновит сборку неких автомобилей «в максимально упрощенной версии».

Выпуск и заработки сотрудников снизятся на 25%

Похожие трудности и у «КАМАЗа». Он может потерять 40% объемов производства и перевести в режим простоя 15 тысяч работников, сказал Путину на одном из совещаний глава Татарстана Минниханов. «КАМАЗ» - под санкциями Евросоюза, немецкий партнер Daimler Truck отказался от совместного производства и от поставок комплектующих еще 28 февраля. В результате крупнейший российский производитель грузовиков сворачивает производство машин передовых поколений (К5 и К4), переключаясь на дешевые К3, в которых «импортного почти ничего нет», по словам директора завода Сергея Когогина. А двигатели новых «камазов» с апреля будут иметь экологический стандарт «Евро-2» вместо «Евро-5», который был обязателен в России с 2016 года. Здесь происходит откат даже не на два, а на три поколения технологий: стандарт «Евро-2», действовавший в ЕС с 1997 по 2001, а в России с 2005 по 2012 годы, предполагает вдвое большие выбросы угарного газа (СО) и в 16 раз большие выбросы твердых частиц. Топливо и техника с такими характеристиками запрещены у нас уже почти 10 лет, и «камазы» с двигателями этого класса раньше выпускались в объеме 1000-1500 штук в год исключительно на экспорт в Африку и Латинскую Америку. Теперь же, как планирует правительство, они будут узаконены и на внутреннем рынке.

Обобщает ситуацию в автопроме письмо металлургических лоббистов первому вице-премьеру Андрею Белоусову: согласно пересказу «Коммерсанта», «восемь из 14 российских автозаводов приостановили свою деятельность, а снижение выпуска продукции автомобильной промышленности может составить 50%».

Без бумажки ты букашка

Другие отрасли тоже вынуждены сокращать объемы и снижать качество продукции. Например, серьезный кризис возник на рынке офисной бумаги. Американская компания Sylvamo 7 марта приостановила работу своего комбината в Светогорске, выпускающего бумагу марки SvetoCopy. Группа Mondi, чьи штаб-квартиры находятся в Британии и Австрии, 10 марта объявила, что ее сыктывкарский завод, делающий бумагу «Снегурочка», страдает от нехватки химикатов, запчастей и других критически важных материалов. А 14 марта Архангельский ЦБК сообщил, что из-за отсутствия импортных белящих реагентов переходит к производству «небеленой бумаги односторонней гладкости». Не удивительно, что мониторинг разных СМИ показал как минимум трехкратный рост цен на офисную бумагу за месяц или даже за две недели.

Мониторинг показал как минимум трехкратный рост цен на офисную бумагу

Зато в изобилии и бесплатно доступны успокаивающие заявления солидных должностных лиц. Андрей Фролов из Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров 18 марта назвал сообщения о подорожании бумаги в три раза «фейком». Минпромторг 21 марта заверил, что «ожидает стабилизацию с поставкой бумаги в течение недели». А когда неделя прошла, 28 марта, ведомство выпустило еще одно заявление: «Ситуация с поставкой бумаги должна стабилизироваться к середине апреля». Живо реагирует на кризис в снабжении бумагой Новосибирск: мэр собирается решить проблему переходом на цифровой документооборот, городской совет просит помощников депутатов бумагу экономить, местные типографии повышают тарифы и готовятся к тому, что 20% из них закроются, а прокуратура и управление ФАС кошмарят оптовых торговцев.

Строили-строили и наконец «построили»

Свои проблемы в строительном секторе. В Казани спрос на квартиры в новостройках за месяц упал на 47%, а застройщики в связи с удорожанием стройматериалов на 20-40% «не рискуют приступать к новым проектам». Это вполне естественно, ведь при ключевой ставке Банка России в 20% рыночная стоимость жилищных кредитов достигла 22-25% годовых, а ставка по льготной ипотеке (на которую раньше приходилось 50-70% подобных кредитов) подскочила с 7% до 12%. Ежемесячный взнос покупателя квартиры при этом растет как минимум в полтора раза. В итоге классические ипотечные кредиты под рыночный процент фактически исчезли, зато субсидируемые выросли в объеме на 54%за три недели.

Субсидирование ипотечных кредитов – стремительно растущая статья расходов федерального бюджета. В 2019 году она поглотила 20 млрд рублей (Счетная палата), в 2020 – уже 64 млрд (там же), в 2021 – 120 млрд рублей. В 2022 правительство собирается выделить на эти цели больше 200 млрд, но расчеты показывают, что даже если бы льготные ипотечные кредиты перестали выдавать с 1 февраля этого года, на субсидирование уже выданных потребовалось бы 275 млрд. Но их, как мы только что видели, отнюдь не перестали выдавать, а выдали больше на 54%.

Уменьшить эту статью расходов в ближайшие 20-30 лет никак не получится, ведь для уже выданных льготных кредитов бюджетные субсидии имеют критическое значение. Без них или должнику придется резко увеличить ежемесячный платеж (а это, как правило, невозможно для семьи с ипотечным жильем), или банку надо потерпеть убытки (а значит и вкладчику, чьими деньгами профинансирован кредит). Такая ситуация была бы безвыходной и в мирное время. Остановить накачку льготной ипотеки – значит оставить без заказов строительный сектор, затем всех его поставщиков, следом их поставщиков и так далее по принципу домино. А продолжить - это значит ежегодно удваивать госрасходы на субсидии, то есть, делать «пирамиду» как это называл Минфин в 2020 году, или «пузырь», как предупреждала Счетная палата в 2021 году.

Остановить накачку льготной ипотеки – значит оставить без заказов строительный сектор

Снижение производства и сбыта наблюдается или ожидается в самых разных отраслях. Металлурги выражают опасения, что на внутреннем рынке спрос на их продукцию упадет за год на 30%, экспорт станет нерентабельным, а железнодорожные тарифы резко вырастут. Телекоммуникационные операторы ожидают сбоев связи из-за дефицита оборудования и через РСПП просят правительство о льготах. Российский зерновой союз отмечает, что «яровой посев подвержен большим рискам»: цены на семена повысились вдвое, и «весь рынок ресурсов для посевной кампании перешел на полную предоплату, чего не было раньше». Производители удобрений, в свою очередь, с начала марта лишились возможности экспортировать продукцию, и если это затянется, то, по мнению участников рынка, они «потеряют основную часть выручки». А экспорт нефти из России за неделю с 17 по 23 марта оказался на 26% ниже, чем неделей раньше, сообщает Bloomberg. Наконец, на транспорте участники рынка описывают ситуацию как «хаос» и «сумасшедший дом» - «логистика сломалась».

Инфляция идет на рекорд

Рост цен идет рука об руку со спадом производства. Если с 1 января по 24 февраля индекс потребительских цен вырос на на 1,99%,, то потом стал повышаться примерно на 2% каждую неделю: с 24 февраля по 4 марта – на 2,22%, с 5 по 11 марта – на на 2,09%, с 12 по 18 марта – на 1,93% и с 19 по 25 марта – на 1,16%. Резче всего подорожали за последнюю отчетную неделю капуста (16%), лук (18%), морковь (11,5%) и свекла (9%). Резче всего подорожали за последнюю отчетную неделю капуста (16%), лук (18%), морковь (11,5%) и свекла (9%). Сахар прибавил в цене лишь 6,5%, хотя перед этим две недели подряд дорожал на 12-13%.

Если же смотреть не только на последнюю неделю, а на весь период с начала года, то общее повышение индекса потребительских цен составило 8,91%. Капуста, помидоры и бананы за это время подорожали больше, чем на 50%, а сахар, лук, морковь и телевизоры – больше, чем на 30%. Из всех благ, отслеживаемых Росстатом, сильнее всего вздорожали поездки на отдых в Турцию – на 90%.

Минимальным – меньше чем на 3% - оказалось повышение цен на коммунальные услуги, проживание в дешевых гостиницах и санаториях, бензин и дизельное топливо, курятину, яйца, свинину, и сигареты. Неравномерность повышения цен создает перепады в рентабельности отраслей и предприятий, как это всегда и бывает при инфляции. Или, как можно назвать наш случай, при стагфляции.

К росту цен подталкивает и сокращение предложения товаров, и рост спроса на них. Сжатие предложения мы уже на многих примерах обсудили – оно вызвано войной, внешними санкциями, внутренними запретами и ограничениями, разрывом хозяйственных связей, проблемами в логистических цепочках, сворачиванием инвестиций. А рост спроса можно разделить на «реальный» и «номинальный». Реальный рост «совокупного спроса» при спаде «совокупного предложения» – это достаточно тонкая вещь: речь идет о проедании сбережений, о покупках в кредит и прочих подобных решениях. А вот номинальный рост спроса – это просто: он обусловлен увеличением денежной массы.

Рисование денег властями – это и есть в подавляющем большинстве случаев главная причина повышения цен. Однако о сегодняшней России мы пока не знаем, какую роль играет этот фактор – Центробанк публикует данные о денежной массе с довольно большим лагом раз в месяц, и самые свежие относятся к 1 марта. Прирост денежного агрегата М2 (это сумма наличных денег в обращении и остатков средств на счетах) за февраль 2022 года составил 2,1%; за 2011-2021 годы февральский прирост этого показателя всегда был в промежутке 0,6% - 1,6%. Еще быстрее возрастала наличная составляющая денежной массы – на 6,8% за февраль. При этом, надо сказать, что именно для февраля интенсивная работа печатных станков Гознака нехарактерна. Последний февраль, когда наличную рублевую массу (M0) наращивали столь же быстро, был в 1995 году. Что же дальше? Как быстро будет расти количество рублей в обращении – это, можно сказать, главная интрига российской экономической политики.

Государство в каждой бочке

Другая важная интрига – как широко будет применяться административный контроль над ценами, нерыночное ценообразование. Много денежной эмиссии и много регулирования цен – это верный способ получить повсеместный дефицит товаров и черный рынок, как в позднесоветские годы. А щедрая эмиссия при свободных ценах – это их резкий рост, как в девяностые. Госконтроль над ценами, но без большой эмиссии – это тоже дефицит и черный рынок, но не сплошной, а в особых локальных нишах. Надеяться же, что не будет ни того, ни другого – наивно.

Для политиков, особенно когда они возбуждены борьбой с внешними и внутренними врагами, неестественно считать свои собственные действия источником каких-либо экономических проблем, например, роста цен. К деятелям путинского режима это относится вдвойне. С их точки зрения, товары дорожают не потому что война подорвала цепочки поставок, и не потому что слишком быстро растет количество рублей в обращении, а потому что какие-то враги взвинчивают цены, сговариваются о монополизации рынков, прячут продукцию, спекулируют, манипулируют, злоупотребляют ажиотажным спросом, пытаются нажиться за счет покупателей. И отсюда следуют решения – принуждать, угрожать, подавлять этих торгашей.

Товары дорожают, потому что какие-то враги взвинчивают цены

Металлургов вынудили продавать продукцию на внутреннем рынке по ценам, которые рекомендует Минпромторг. Естественным дополнением к этому шагу стали аналогичные меры в отношении металлотрейдеров и поставщиков угля. Из-за повышения пошлины на экспорт металлолома этот вид деятельности с нового года почти полностью прекратился. Тарифы и рентабельность железнодорожных перевозок, поставок газа и электричества контролировались государством и раньше. Внутренние цены на нефть, а с прошлого года и и на зерно удерживаются на угодном правительству уровне с помощью огромных вывозных пошлин. Розничные цены на хлеб замораживаются до конца года. Торговые сети «приняли рекомендации регуляторов» и теперь должны ограничить пятью процентами наценки на овощи, молочные продукты, сахар и хлебобулочные изделия. От них также требуется обеспечивать, чтобы эти продукты действительно имелись на магазинных полках – видимо, чиновники Минпромторга опасаются, что добровольно сети торговать на таких условиях не будут. То есть, фактически речь идет о своего рода барщине, о принуждении к работе, которую вольный хозяин сам для себя делать не стал бы.

В этом же ряду насильственных мер стоят и планы национализации, и всевозможные запреты. Охватить их в коротком обзоре невозможно, но один регулятивный шедевр, кажется, заслуживает особого внимания. С 9 марта и до конца 2022 года постановлением правительства №311 запрещено вывозить из России несколько сотен видов товаров – полный перечень занимает 25 страниц. Разнообразное промышленное оборудование, деревянные бочки, велосипеды, пылесосы, холодильники, электробритвы, микрофоны и магнитофоны, лампочки, калькуляторы, смартфоны, стиральные машины, дирижабли и дельтапланы, детские коляски и их части, зеркала, очки и многое другое – все это больше не допускается к вывозу даже в дружественный Китай, исключение сделано только для стран СНГ, ДНР, ЛНР, Абхазии и Южной Осетии. Логика правительства, видимо, в том, что если эти ценные вещи будут вывезены из страны, где же их потом взять? Как будто забылось, что когда-то в России экспорт несырьевой продукции стимулировался, на его поощрение выделялись большие субсидии и льготы по до сих пор не отмененным программам. Но в суматохе чрезвычайщины и ручного управления всем на свете вчерашние решения моментально забываются, а новые, столь же бредовые, плодятся со страшной скоростью, почти никем не замечаемые и не встречающие сопротивления.

И когда все рушится, можно быть уверенным лишь в одном – о себе руководители нового Госплана не забудут.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari