Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD90.93
  • EUR100.80
  • OIL71.99
Поддержите нас English
  • 5556
Мнения

Горбачев еще вернется! Владислав Иноземцев о неизбежности новой перестройки

Уход Михаила Сергеевича Горбачева ещё раз — причем наверняка не последний — привлекает наше внимание к роли этого великого человека в истории, к судьбе его политического наследия и к тому, как эволюционирует страна, так и не понявшая, каким счастьем была для неё возможность называть его своим президентом.

Процесс, который запустил Михаил Сергеевич, действительно, как он сам любил говорить, «пошёл». Коммунистическая идеология, которая полвека тому назад была одной из самых влиятельных в мире, сегодня увлекает только откровенных маргиналов и совершенно не угрожает мировому развитию. Империя, войска которой в момент прихода Горбачёва к власти стояли в центре Европы, разрушена; десятки народов получили свободу, а границы цивилизованного мира подвинулись на восток, как никогда прежде. Нынешняя война в Украине показывает, что никакого возврата в прошлое — ни идеологического, ни политического, ни военного — уже не случится.

Нынешняя война в Украине показывает, что никакого возврата в прошлое — ни идеологического, ни политического, ни военного — уже не случится

В то же время совершенно очевидно, что этот процесс далёк от завершения. Россия — страна, которая по своей природе и в силу особенностей своей истории была совершенно чужда правителю, который серьёзно относился к ценности человеческой жизни и принципам свободы — постаралась быстро ревизовать горбачёвское наследие. Я говорил много раз и с удовольствием повторю ещё, что эта ревизия была начата не Владимиром Путиным в 2000-е годы, а Борисом Ельциным в 1990-е. В результате единственные в России за последние 100 лет свободные выборы, приведшие к смене властной элиты, произошли с 1989 по 1991 год, и все они состоялись в горбачёвском Советском Союзе, тогда как любые «электоральные события» с 1993 по 2022-й были не более чем мишурой, не имевшей никакого реального влияния на власть.

Равным образом и свобода регионов и республик бывшей империи расширялась только при Горбачёве, в то время как практически вся политика Кремля в новую российскую эпоху была направлена на их очередное порабощение. Путин, которого сегодня часто называют разрушителем всего того, что было достигнуто при Михаиле Сергеевиче, лишь завершает начатое первым хозяином новой России — однако это завершение чревато сегодня огромными угрозами и для страны, и для мира.

Единственные в России за последние сто лет свободные выборы, приведшие к смене властной элиты, произошли именно в горбачёвском Советском Союзе

Более восьмидесяти лет назад великий социолог Питер Друкер пророчески говорил: «Fascism is the stage reached after Communism has proven an illusion» — «Фашизм — это стадия, наступающая после того, как коммунизм оказался иллюзией» (Drucker, Peter. The End of Economic Man, New York: John Day, 1939, pp. 230–231). Горбачёв сделал всё от него зависящее, чтобы показать иллюзорность коммунистических идей — и в полном соответствии со словами Друкера вызвал к жизни фашистского монстра в стране, когда-то внесшей основной вклад в победу над нацизмом. Это, разумеется, не было его целью, но стало одним из важнейших отдалённых результатов перестроечной трансформации. В этом отношении Михаил Сергеевич для меня стоит в одном ряду с величайшими идеалистами столетней давности — Вудро Вильсоном, Аристидом Брианом и Хьялмаром Брантингом, которые искренне мечтали о едином мире, управляемом демократически организованными международными организациями; царстве разума во вселенском масштабе; и, разумеется, об объединённой Европе. Итогом Версальского мира, однако, стала не только Лига Наций, но и Вторая мировая война, которую идеалисты во многом запрограммировали незавершённостью своего мирного эксперимента.

Сегодня мы находимся на этапе завершения очередного мирного периода, который Михаил Сергеевич заложил вместе с со своими великими современниками — Рональдом Рейганом, Маргарет Тэтчер, Гельмутом Колем и Франсуа Миттераном, современниками, каждого из которых ему удалось пережить. Как в 1930-е годы Германия, потерпевшая поражение, но не инкорпорированная достаточно прочно в сообщество европейских народов, продемонстрировала всему миру ужасные гримасы уснувшего разума, так и в 2020-е Россия, которой не было предложено адекватного места в новом мировом порядке, превратилась в самую деструктивную силу в глобальной политике. Парижская хартия 1990 года оказалась столь же несовершенной, как и Парижский договор 1919-го — и в этом огромная историческая трагедия и Горбачева, и тех, кто пытался вместе с ним построить новый мир XXI века.

Россия сегодня заходит на новый круг своей проклятой истории, пытаясь доказать миру свою исключительность, которая состоит разве что в непревзойдённом пренебрежении к ценностям права, свободы и человеческой жизни. Однако история неумолима — и раз за разом она отказывает подобным изгоям в праве определять судьбы человечества. Михаил Сергеевич если и не понимал это, то чувствовал это всеми фибрами души, ее наличием он и отличался от большинства российских правителей.

Михаил Горбачев во время встречи с жителями Ставропольского края, март 1985 года. Фото: Константин Тарусов / Фотохроника ТАСС
Михаил Горбачев во время встречи с жителями Ставропольского края, март 1985 года. Фото: Константин Тарусов / Фотохроника ТАСС

Он пытался поймать ветер истории в истончённые и разорванные паруса советской реальности, а не противостоять историческим трендам, растрачивая последние силы и так почти истреблённого в ХХ веке российского народа. Это ему, увы, так и не удалось.

История неумолима — и раз за разом она отказывает таким изгоям, как Россия, в праве определять судьбы человечества

Проводы Горбачева в Москве 2022 года лично мне напоминают лишь проводы Густава Штреземана в Берлине 1929-го. Впереди — время очередного исторического поражения России, разгрома кремлёвского фашизма и новой перестройки. Мне хочется надеяться, что уже скоро в мире появятся новые горбачёвы и миттераны, которые не повторят ошибок вильсонов и ллойд джорджей. После 1945 года в Европе поняли, что Германия может вернуться в европейскую семью только будучи тотально денацифицированной, демилитаризированной. Страна была связана массой формальных обязанностей, вытекающих из формального членства в общеевропейских объединениях. Точно так и в мире 2030-х неизбежно созреет понимание, что и Россия не только должна пройти через дефашизацию и избавиться от своей увлечённости апологией силы и бесправия, но и быть прочно инкорпорирована в глобальные структуры, где она будет равноправным членом с равными со всеми обязанностями и равными со всеми правами. Именно этого не было сделано, когда Советский Союз распался, а Европейский был только провозглашён; когда Варшавский договор был денонсирован, а Атлантический пакт только укрепился.

Впереди для новых горбачёвых есть много работы. А в том, что они появятся, у меня нет никакого сомнения, — ведь теперь, после того как у нас был Михаил Сергеевич, это уже нельзя считать беспрецедентным сценарием...


Таллинн — Вильнюс, 1 сентября 2022 г.


Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari