Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD94.87
  • EUR104.74
  • OIL78.14
Поддержите нас English
  • 315
Мнения

Янки гоу! Готова ли Америка к интервенции в Венесуэлу и чем она может кончиться

Российские пропагандисты с экранов федеральных телеканалов единодушно и с чувством глубокого удовлетворения констатировали, что первый серьезный бой венесуэльская оппозиция под предводительством самопровозглашенного президента страны Хуана Гуайдо проиграла. А именно, оппозиционерам не удалось провести на территорию Венесуэлы из Колумбии гуманитарную помощь США. Некоторые влиятельные западноевропейские издания с этим выводом равнодушно согласились. Призывы к помощи международного сообщества лидера оппозиции Венесуэлы Хуана Гуайдо демонстрируют его беспомощность, пишет немецкая Frankfurter Allgemeine.

Большинство латиноамериканских экспертов с этим не согласны. Они говорят, что, проявив крайнюю жестокость, заставив своих военных поджечь машины с международной гуманитарной помощью и отпраздновав эти погромы танцами на площади Каракаса, Мадуро показал всем свое лицо диктатора и тирана. А следовательно, никакие переговоры с ним невозможны, он стал эдаким энцефалитным клещом на теле страны и всего континента и от него можно избавиться лишь с помощью хирургии. То есть путем вооруженной интервенции, которая будет полностью оправдана. Так считают вполне либеральные политики, общественные деятели и журналисты Латинской Америки. Они, а также венесуэльская диаспора в Майами были очень разочарованы и даже разгневаны тем, что Белый дом вдруг сменил тон.

Еще на прошлой неделе Трамп и его вице-президент Майк Пенс говорили о том, что все «варианты действий на столе». Имелось в виду, что военный ответ Мадуро ими серьезно рассматривается. И вдруг Пенс заявил, что Белый дом делает ставку лишь на экономические санкции и дипломатические методы борьбы с венесуэльскими властями. Как написала издающаяся в США испаноязычная газета El Nuevo Herald, вице-президент, который на прошлой неделе встретился с Гуайдо в Боготе, приготовил для венесуэльской оппозиции «плохие новости». В тон американцам так называемая «Группа Лимы», в которую входят 14 стран континента, приняла резолюцию, в которой исключается «военный ответ» диктатору Мадуро.

Однако ситуация меняется столь стремительно, что, похоже, никаких вариантов исключать уже нельзя. Она точно выходит за пределы формата «кто победил — кто проиграл» и даже приобретает некие фантасмагорические черты, особенно, если мы посмотрим на состав режиссеров и исполнителей главных ролей этого театра.   

Дожить до понедельника

Сейчас в центре внимания как венесуэльских властей, так и их противников один вопрос: что произойдет, когда Гуайдо вернется в Венесуэлу? Десять дней назад, презрев решение Верховного суда, запретившего ему покидать страну, он пересек венесуэльско-колумбийскую границу, посетил концерт с целью сбора средств для венесуэльцев, организованный американским мультимиллионером Ричардом Брэнсоном, а также пообщался с рядом латиноамериканских президентов и американским «вице». Мадуро недвусмысленно пообещал, что оппозиционер предстанет перед судом по возвращении на родину. Сам Гуайдо говорит, что лидер, оказавшийся за решеткой, вряд ли будет «очень полезным», но руководить протестами из-за рубежа еще хуже.

 Лидер, оказавшийся за решеткой, вряд ли будет «полезен», но руководить протестами из-за рубежа еще хуже

Гуайдо должен прибыть в Каракас в ближайший понедельник, 4 марта. А до этого он пообщался с президентом Колумбии Иваном Дуке, его приняли президенты Бразилии Жаир Болсонару и Парагвая Марио Бенитес, все непримиримые противники «венесуэльского наркорежима». Гуайдо также пригласил на встречу и Ленин Морено, лидер Эквадора, страны, которая прежде во всем поддерживала чавистов и их «социализм ХХI века».

Так что же может произойти, если человека, которого признали легитимным президентом 60 стран мира, арестуют и бросят за решетку? Предполагаю, что Мадуро, выигравший в конце февраля первый серьезный бой с оппозицией и почувствовавший вкус крови, его действительно «закроет». Но тогда Гуайдо может обратиться к США и всему мировому сообществу с призывом принять решительные меры против правительства Венесуэлы. И арсенал этих мер достаточно широк. Американцы могут, например, объявить морскую блокаду Венесуэлы, и тогда ни один из ее танкеров с нефтью не выйдет по направлению к Европе, которая осудила антидемократические действия Мадуро, но, если верить американской The Wall Street Journal, не прекратила покупать у него нефть. А могут собрать многонациональный корпус под эгидой ОАГ и направить его в Венесуэлу для защиты ее населения и предотвращения угрозы масштабной гуманитарной катастрофы. О такой угрозе каждый день говорят и сам Мадуро, и российские представители в ООН.

Главный вопрос — насколько в этой ситуации венесуэльская армия, оплот режима, будет в состоянии оказать сопротивление интервентам? Мнения разные, но давайте обратимся к инсайдерам, которые лучше других знают положение в венесуэльских вооруженных силах. Среди сторонников «военного ответа» диктатуры оказался недавний близкий сподвижник кумира венесуэльцев Уго Чавеса, глава военной разведки и одновременно контразведки страны с 2004 по 2011 год генерал Уго Карвахаль. Он только что объявил о своем признании Гуайдо и, более того, обещает ему в ближайшие дни направить список наиболее «эффективных стратегий» по борьбе с режимом. Карвахаль — а как можно не поверить экс-главе военной разведки страны? — утверждает, что армия Венесуэлы (она, как полагают, насчитывает около 285 тыс. человек) деморализована и плохо вооружена, использует старые американские самолеты F-16 и французские SuperPuma, приобретенные еще до прихода Чавеса к власти в 1998 году. Их годами не ремонтировали, и большинство пришло в негодность. Один иностранный журналист отметил, что отсутствие запчастей видно невооруженным глазом даже на базе ВВС La Carlota, где элементы еще вполне пригодных самолетов используют для ремонта поврежденных.

Армия Венесуэлы деморализована и плохо вооружена, использует старые самолеты, приобретенные еще до прихода Чавеса к власти

Завод по производству автоматов Калашникова, который строится с братской помощью России, так и не был построен, как это планировалось еще пять лет назад, поскольку деньги на его сооружение были разворованы. Глава «Ростеха» Сергей Чемезов объявил, что он будет пущен в строй к концу текущего года. Но есть сомнения в том, что его продукция поступит на вооружение армии Мадуро, а не его противников. Что же касается 100 тысяч «калашниковых», а также современной российской техники, уже поставленной Каракасу в кредит - самолетов Су-30МК2, вертолетов Ми-35М, танков Т-72, БМП-3 и БТР-80, то Карвахаль считает, что все это вооружение также не будет работать из--за отсутствия должного обслуживания, а «калашниковы» и российские ПЗРК (их в стране 5 тысяч, и это не fake news) уже проданы или будут проданы колумбийским нарко-повстанцам, которые не пожелали интегрироваться в мирную жизнь.

Что же касается боевого духа венесуэльских военных, то показательно массовое дезертирство из армии, начавшееся после столкновений на венесуэльско-колумбийской границе 23 февраля. С тех пор, как пишет в своем Twitter сенатор от Флориды Марко Рубио, 450 солдат, сержантов и младших офицеров (данные на 28 февраля) попросили убежища в Колумбии, и эта цифра растет с каждым днем. По словам и Карвахаля, и перебежчиков, 90% военных Венесуэлы не поддерживают Мадуро и готовы признать Гуайдо лидером, но боятся это сделать из-за репрессий, которым могут быть подвергнуты они сами и их семьи. К силам, которые могут оказать сопротивление американцам, Карвахаль не относит так называемые colectivos, банды парамилитарес на службе режима, в которых музыку заказывают колумбийские партизаны, связанные с наркомафией. Они в случае военной интервенции разбегутся по щелям, как тараканы, или будут уничтожены силами регулярной армии, перешедшей под командование Гуайдо.

Скептически относится к возможности венесуэльских военных оказать сопротивление американцам и другой любопытный персонаж — Хоакин Вильялобос, в прошлом один из руководителей сальвадорского повстанческого Фронта имени Фарабундо Марти, на счету которого десятки диверсий и терактов в 80-е и 90-е годы прошлого столетия. Но в последнее десятилетие, когда бывшие повстанцы влились в политическую жизнь страны, он остепенился и стал убежденным противником левых. Вильялобос на прошлой неделе опубликовал статью о Венесуэле в испанской газете El Pais, заголовок которой красноречив и понятен всем: "Cubanos, go home!"

Американская интервенция?

Мировое сообщество уже давно гадает, когда уйдут диктаторы Николас Мадуро в Венесуэле и Даниэль Ортега в Никарагуа, пишет Вильялобос. Но преграда для этого не в Венесуэле и Никарагуа, а на Кубе. «Фидель Кастро, — пишет бывший повстанец, — сумел завоевать и колонизировать Венесуэлу. Он установил там образ правления по своему вкусу, взял под контроль спецслужбы, направил туда сотни тысяч военных, учителей и врачей для упрочения своего господства, сам выбрал Мадуро в качестве своей марионетки, а еще при Чавесе внедрил «экспортную« экономическую модель, которая позволяла Кубе получать до 100 тысяч баррелей бесплатной нефти в день».

Вильялобос утверждает, что нет никого смысла говорить о вторжении США в Венесуэлу, поскольку в этой стране уже произошло вторжение — Кубы. Ну как можно не поверить бывшему повстанцу, который проходил обучение на Кубе, а потом получал деньги на свою «освободительную деятельность» от Гаваны? Какой же выход предлагает бывший партизан из Фронта Фарабундо Марти? По его словам, учитывая абсолютную непопулярность Мадуро и глубокий раскол в его вооруженных силах, наиболее реальные сценарии — это повторение интервенции США в Панаме в 1989 году или бомбардировок Сербии 1999 года, но уже с использованием гораздо более совершенных вооружений. Эта интервенция, считает Вильялобос, «будет успешной и быстрой, а ее поддержат миллионы венесуэльцев и всех латиноамериканцев». А как же милисианос, народное ополчение, в рядах которого, по словам Мадуро состоит больше миллиона человек? Забудьте об этом, говорит Вильялобос. У них ружья времен освободительной борьбы Симона Боливара, они страдают от нищеты и голода и никакого Мадуро поддерживать не станут.

Карвахаль и Вильялобос отнюдь не одиноки в своем неприятии нынешней власти. В Венесуэле множество бывших сторонников Чавеса выступают против его преемника, считая его неумным и некомпетентным. Бывший многолетний министр нефти Рафаэль Рамирес открыто называет Мадуро «ставленником антинародных сил». Легендарный левый политический деятель, в прошлом партизан Теодоро Петкоф, лидер партии «Движение к социализму», который послужил прототипом одного из главных героев в советском фильме «Это сладкое слово свобода», вплоть до своей смерти ругал Мадуро на чем свет стоит. А нынешний лидер его партии Хосе Мухика вообще говорит о Мадуро словами, которые дети не должны слышать. Энри Фалькон, который в свое время вместе с Чавесом пытался совершить переворот в Венесуэле (единственный сержант среди заговорщиков), грозится убить Мадуро, когда его поймает.   

Роль личности в истории

Есть и другие факторы, которые надо принимать во внимание, когда речь заходит о возможности свержения режима Мадуро. Российские политики и пропагандисты вспоминают как провал операцию Джорджа Буша-младшего в Ираке. Но Венесуэла — не Ирак с его противоречиями между суннитами и шиитами и не Ливия с ее межплеменной рознью.

Сторонники военного ответа диктатуре приводят и еще один довод для Трампа — уже внутриполитического характера. Свержение наркодиктатуры Мадуро, говорят они, до небес поднимет рейтинг президента в ключевом на любых президентских выборах штате Флорида. А если ему одновременно удастся «разобраться» с сандинистским правительством Ортеги в Никарагуа и приструнить кубинцев, которые лезут во все возможные дыры, то победа на выборах 2020 года будет ему гарантирована.

Свержение наркодиктатуры Мадуро, говорят сторонники войны, до небес поднимут рейтинг Трампа в ключевом на выборах штате Флорида

В теории все гладко. Но Трамп, который пару недель назад, выступая во Флориде, заявил, что «абсолютно все варианты действий» против Мадуро «лежат на столе», вдруг начал осторожничать. Может быть, он не хочет вступать в новую конфронтацию с Конгрессом, который холодно относится к идее интервенции в Венесуэлу? Ключевым фактором в борьбе против венесуэльской диктатуры и тирании стал непредсказуемый характер лидера супердержавы. Вдруг возьмет и пойдет Трамп на переговоры с Мадуро, забыв об арестованном Гуайдо, которого США признали в качестве президента? Или, наоборот, ускорит подготовку блиц-операции в Венесуэле, чтобы захватить Мадуро силами спецназа, а потом вывезти его в США, как панамского диктатора Мануэля Антонио Норьегу.   

Трамп сделал слишком сильный замах, объявив о том, что его цель — смена режимов в Венесуэле, Никарагуа и на Кубе. И если теперь он отступит, кто тогда поверит в величие Америки, как этого обещает Трамп? Но 45-й президент Соединенных Штатов ломает своей головой стереотипы, как боец спецназа кирпичи. Так что диапазон его действий может быть широк — от военной интервенции до признания Мадуро «великим руководителем». Многое зависит от того, как будет Трамп решать свои обостряющиеся внутриполитические проблемы. А пока главными идеологами и вдохновителями в борьбе с наркогенералами Мадуро становятся бывший шеф военной разведки Чавеса, бывший повстанец-террорист, бывшие левые, бывшие партизаны и бывшие социалисты. У них и пассионарности, и политической свободы хоть отбавляй. Может быть, им удастся быстрее мобилизовать мировое сообщество на борьбу за демократию в Венесуэле и за свержение антинародного режима в Каракасе, чем президенту Трампу и его морским пехотинцам.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari