Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.3
Поддержите нас English
  • 403
Мнения

Психиатр Андрей Бильжо: Я не считаю погибших псковских подростков душевнобольными

Погибшим под Псковом подросткам посмертно назначена психиатрическая экспертиза, об этом говорится в сообщении управления СКР по Псковской области. Экспертизу будут проводить специалисты института имени Сербского, они изучат записи детей в соцсетях и другие материалы. По словам следователей, экспертизу назначили, чтобы проверить версию о доведении до самоубийства.

Трагедия произошла 14 ноября в Псковской области. 15-летние юноша и девушка скрылись от родителей на даче и обстреляли прибывшую за ними полицейскую машину. Во время штурма дома подразделением Росгвардии дети погибли. Следователи считают, что подростки покончили с собой, представители СК заявили, что эти данные подтверждает баллистическая экспертиза, согласно которой подростки были убиты в упор из гладкоствольного охотничьего ружья.

Психиатр Андрей Бильжо считает, что посмертная психиатрическая экспертиза псковским подросткам не нужна - никакой склонности к суициду у них не было, а вина за смерть детей полностью лежит на плечах взрослых. 

Произошедшее в Пскове - страшная драматическая история любви двух подростков и тупости, жестокости и бессердечности взрослых.  По тем кадрам, что я видел, и тем сведениям, что я получил, очевидно, что эти дети демонстрировали типичное для пубертатного периода поведение.

Это были непростые подростки, они жили в сложной среде - мама бросила отца этой девочки, сложная бабушка - они обе ортодоксальны и не позволяли молодым людям встречаться. Дети были вполне зрелые, они уже переросли Ромео и Джульетту. Родители должны были искать с ними общий язык, но и не пытались - действовали с позиции силы, что никогда не приносит успеха. В такой ситуации поможет только взаимопонимание и любовь, причем шанс договориться есть даже в условиях очень сложного пубертатного криза. 

Это подростковый бунт, для него типично оппозиционное отношение к взрослым, особенно если они холодны, туповаты, бессердечны и заняты собой. Режиссер сериала «Школа» Валерия Гай Германика, на которую несколько лет назад все набрасывались с обвинениями, блестяще рассказала о пубертатном периоде на примере не одного школьника, а целого класса.  Эта же тема раскрыта в фильме «Все умрут, а я останусь». Гай Германика - одна из немногих, пережив этот непростой период, помнит, что это такое. Почему-то все остальные взрослые, перенесшие пубертат, становятся ханжами и моралистами в утрированном виде. 

Вообще с подростками очень трудно, кризис бывает типичным, а бывает - доходит до психиатрической больницы. В данном случае псковским подросткам не требовалось вмешательство психиатра - им требовалось участие родителей , психолога и нормальных учителей.

Почему-то взрослые считают, что между ними может существовать любовь, жертвенная привязанность, а между подростками эти чувства невозможны. Поэтому в произошедшем кроме биологии и пубертатного периода - а против них не попрешь - виноваты взрослые: их зашоренность, холодность и самоуверенность. Психиатрическая экспертиза ничего не даст, я не считаю этих подростков душевнобольными, ничто не свидетельствует об их болезни. Я видел множество таких подростков, при нормальном контакте, подразумевающем длительный разговор, им всегда можно помочь, особенно если на пути попадается взрослый харизматичный понимающий человек. 

Социальные сети безусловно влияют на психологическое здоровье подростков, но у псковских детей не было никаких мыслей о суициде. Опубликована длительная запись их разговоров: видно, как тепло они относятся друг к другу, они говорят на хорошем русском языке, пусть в их речи и встречается ненормативная лексика, о чем упоминают моралисты. Это не примитивные дети, они с горечью говорят о своем отношении к родителям - но в том, что девочка не любит свою мать и сожалеет об этом, виновата не она, а ее мама.

Сейчас следствие могут повернуть в сторону того, что социальные сети повлияли на решение детей убить себя, но суицидом там и не пахло. Наоборот, на записи заметна их легкость: они обсуждают, что за происходящее им «ничего не светит», самое страшное, что им грозит - это разлука, что их ждет тюрьма. Дети выкинули все оружие - у них было приподнятое настроение даже с чувством эйфории - оно никоим образом не могло привести к суициду. Все что сейчас будет происходить вокруг этого дела -  это попытки обелить действия Росгвардии. 

По поводу реформы психологической поддержки школьников, сама идея хороша, другой вопрос, найдется ли такое количество подростковых психологов, чтобы охватить все школы страны. Будет здорово, если хотя бы учителя узнают, что такое переходный возраст: часто, закончив педагогический вуз, они не имеют об этом понятия.

Когда дети вступают в пубертатный период в возрасте 12-13 лет, школа должна выдавать их родителям брошюру под названием «Подростковая психология». Они должны понимать, что для подростка типичны периоды раздражительности, частой смены настроения, которые сменяются периодами вялости и слабости. У него появляется потребность сбиваться в кучку с себе подобными, это и есть социальное взросление. Ему очень плохо, меняется вся его гормональная структура - то растут ноги, то руки, то нос, внезапно появляются прыщи. Это сложный биологический и социальный период. Почему взрослые об этом забывают, хотя они сами через это прошли, это для меня самая большая загадка. К сожалению, психолога в каждую школу не посадишь. Нужно устроить ликбез для учителей, которые, в свою очередь, должны быть личностями, что большая редкость. Отмечу, это проблема не только нашей страны: подростки везде одинаковы  - в США, в Африке и Азии. Единственный способ помочь им - быть откровенным, искренним и сердечным человеком, другого способа не существует. 

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari