Некогда дружеские отношения между Россией и Болгарией после попытки отравления бизнесмена Емельяна Гебрева постепенно становятся все прохладнее. Болгария все еще сильно зависит от России энергетически, но уже пытается избавиться от панибратского отношения Москвы. В Софии даже заговорили о возможном демонтаже памятника советским солдатам и возмутились «присвоением» кириллицы на выставке у Российского культурно-информационного центра в Софии. Димитар Бечев, внештатный старший научный сотрудник Атлантического совета (Atlantic Council), считает, что от этой двойственности в отношении Кремля Болгарии не удастся избавиться быстро.
8 января премьер-министр Болгарии Бойко Борисов с радостью делил сцену с Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом во время запуска трубопровода «Турецкий поток» (TurkStream) в Стамбуле. И у него были веские причины продемонстрировать хорошие отношения с российским лидером. За месяц до этого, встречаясь с президентом Сербии Александром Вучичем в Сочи, Путин отругал Болгарию за намеренное затягивание строительства «Турецкого потока» за пределами турецкой территории. Борисов заверил россиян, что болгарская часть трубопровода – до границы с Сербией – будет завершена к середине 2020 года (теперь срок, конечно, сдвинут из-за COVID-19). Болгарский премьер дипломатично опускал такие острые темы, как выдворение российских дипломатов из Софии в конце 2019 года или продолжающееся расследование отравления торговца оружием Емельяна Гебрева в 2015 году, в котором замешано ГРУ.
«Турецкий поток» – прекрасная иллюстрация двойственного подхода болгарских властей к отношениям с Россией. После прихода к власти в ноябре 2014 года Борисов старался приспособиться к Москве. Он возобновил с Россией сотрудничество в области энергетики, поддержав «Турецкий поток» и разморозив контракт с Росатомом по атомной электростанции в Белене. Борисов провел ребрендинг проекта: вместо «турецкого» назвал его «балканским», чтобы избежать негативной реакции со стороны националистов, и представил его как самостоятельный проект, совместимый, в отличие от российского, с нормами ЕС. В то же время правительство Болгарии озаботилось диверсификацией поставок газа. Встречаясь с Дональдом Трампом в Белом доме в ноябре прошлого года, Борисов обсудил планы закупки американского сжиженного природного газа (СПГ). София и Афины объединили свои силы в рамках строительства морского терминала в Северной Греции и достигли прогресса в соединении своих национальных электросетей. Вряд ли это порадовало «Газпром», который, по сравнению с конкурентами, быстро теряет свою долю рынка в Юго-Восточной Европе. Кроме того, стали активнее действовать правоохранительные органы США и Болгарии. Американское посольство в Софии даже открыто поддержало нового генерального прокурора, который в конце января обвинил в шпионаже трех граждан России.
Подобное балансирование Борисова не вызывает удивления. Собственно, его политика отражает общественное мнение, которое одновременно поддерживает членство в ЕС и НАТО и дружеские связи с Россией. В Болгарии всегда находились партии и политики, ориентирующиеся на треть электората, которая ностальгирует по «золотому веку» до 1989 года, винит в бедах Запад и почитает Владимира Путина. Именно среди этих групп населения находит своих сторонников Болгарская социалистическая партия (БСП), крупнейшая в стране оппозиционная сила. Кстати, поддерживаемый БСП президент Болгарии Румен Радев, в прошлом военный летчик и командующий ВВС, с нетерпением ждал возможности принять участие в параде Победы на Красной площади, в итоге отложенном из-за пандемии.
Среди благосклонных Кремлю сил в Болгарии есть также ультранационалисты из партии “Атака”, чей лидер Волен Сидеров никогда не скрывал своих связей с Москвой. Но, вступив в коалиционный кабинет Борисова в 2017–2019 годах, «Атака» растеряла большую часть своего электората. И теперь его готовы перехватить другие силы. Например, в середине мая небольшая прокремлевская партия «Возрождение» («Възраждане») провела перед парламентом акции протеста, вдохновленные популярными ныне теориями заговора, согласно которым в пандемии COVID-19 виноваты технологии 5G и Билл Гейтс со своим Microsoft. Тем не менее, ни БСП, ни тем более «Атака» или «Возрождение» не имеют реальной перспективы в ближайшее время оказаться в правительстве. Так что Москве придется иметь дело с Борисовым, время от времени надавливая на него через своих доверенных лиц внутри Болгарии.
Еще один могущественный институт в Болгарии - Генеральная прокуратура, наследие советской эпохи. Генпрокурор избирается на семь лет, практически никому не подотчетен и имеет огромное влияние на судебную систему, а также на политическую и деловую элиту страны. Недавно эту независимость наглядно продемонстрировал нынешний генеральный прокурор Иван Гешев, который возбудил уголовные дела против нескольких известных магнатов, включая Василя Божкова, самого богатого человека Болгарии, сбежавшего в ОАЭ.
У предшественника и наставника Гешева – Сотира Цацарова – сложились хорошие отношения с Москвой. В сентябре 2017 года Цацаров принимал в Софии своего российского коллегу Юрия Чайку. В марте 2018 года болгарские прокуроры положили на полку дело бизнесмена Гебрева, хотя тот попытался вернуть его в центр внимания после попытки отправления Скрипаля. Средства массовой информации, принадлежащие Деляну Пеевскому, чрезвычайно влиятельному олигарху, близкому к Цацарову и, как сообщается, конкуренту Гебрева, активно опровергали обвинения. Правительство также не уделило особого внимания этой истории. В отличие от большинства других государств-членов ЕС и НАТО, Болгария даже не выслала российских дипломатов в ответ на дело Скрипаля.
Ситуация изменилась благодаря расследованиям The Bellingcat и The Insider, связавших отравление Гебрева с событиями в Солсбери. Столкнувшись с давлением извне, генеральный прокурор Цацаров был вынужден возобновить расследование в феврале 2019 года и впустить в страну команду судебных экспертов из Великобритании. В октябре один из сотрудников российского посольства был вынужден покинуть Софию из-за обвинений в шпионаже, а новому военному атташе визу просто не выдали. Прокуроры выдвинули обвинения в шпионаже в пользу России против Николая Малинова, бывшего депутата от Болгарской социалистической партии и лидера болгарского национального движения «Русофилы». Однако в ноябре 2019 года Малинов смог приехать в Москву, где получил орден Дружбы лично от Путина. Правда, несколько месяцев спустя США наложили санкции на судью Андона Миталова, который выпустил Малинова под залог.
В январе 2020 года болгарские власти выслали сотрудника консульского отдела и торгового представителя России. Эти действия помогли Цацарову и его заместителю Гешеву восстановить свою репутацию на Западе. В октябре 2019 года этот прокурорский дуэт вместе с главами двух силовых структур страны посетил Вашингтон и провел переговоры с ФБР. Чуть позже Гешев сменил Цацарова на посту генпрокурора – он оказался единственным кандидатом на этот пост. Судя по всему, Гешев, чье избрание Высшим судебным советом в ходе безальтернативной кампании вызвало бурю негодования в гражданском обществе, получил на это благословение США.
Подобный расклад отлично устраивает премьера Борисова. Поскольку Гешев играет роль плохого полицейского, глава правительства позиционирует себя как конструктивный собеседник Кремля. В общем и целом он сумел избежать ссор с пропутинской оппозицией, которая имеет ограниченный доступ к основным средствам массовой информации. Президент Радев также оказался в маргинальном положении, поскольку кризис COVID-19 сместил акценты и привлек внимание к кабинету министров и органам здравоохранения. Пандемия не только отложила запуск «Турецкого потока», но значительно сместила вниз отношения с Россией в списке болгарских приоритетов. 8 мая Болгария вместе с США и девятью другими восточноевропейскими странами подписала заявление, обвиняющее Кремль в «манипулировании историческими фактами», связанными со Второй мировой войной. После этого партия БСП, надеясь спровоцировать жесткую реакцию общества, призвала отправить в отставку министра иностранных дел Екатерину Захариеву, но попытка не увенчалась успехом.
Реакция Москвы на болгарский зигзаг оказалась сдержанной. Хотя Россия выслала болгарского дипломата в декабре 2019 года, она продолжает вести дела словно ничего не произошло. Со своей стороны, болгарское правительство по-прежнему привержено совместным энергетическим проектам. Об этом Захариева сообщила Сергею Лаврову в телефонной беседе 27 апреля – как раз в тот день, когда российский министр иностранных дел должен был находиться в Софии, если бы не коронавирус. Генеральный прокурор Гешев тем временем переключился с российских шпионов на одного из предпринимателей, с которым его союзник Пеевский давно хотел свести счеты. Но и России сейчас есть чем заняться, кроме как Болгарией. Это говорит о том, что пока на восточном фронте для Софии все будет спокойно. Если, конечно, Кремль не решит – по своим собственным причинам – занять более жесткую позицию в отношении страны и использовать свои мощные рычаги давления. Премьер-министр Борисов хорошо умеет балансировать и выпутываться из разных неприятных ситуаций. Но он точно не хотел бы оказаться в черном списке России.
Читайте также: Болгария — не заграница. Как российские корпорации контролируют чиновников и СМИ в стране