Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD99.87
  • EUR104.23
  • OIL73.65
Поддержите нас English
  • 167
Мнения

Огонь из штабов. Как Навальный совершил революцию в политической жизни регионов

Сама по себе идея открывать в регионах России штабы и легально, не таясь и не скрываясь, вести оппозиционную деятельность многим казалась фантастической и совершенно нерабочей, ведь работа «в белую», с арендой офисов и зарплатой сотрудникам, открывает для власти широкие возможности контролировать весь процесс. Кроме того, радикальная оппозиция в России вообще не имела успешного опыта какой-либо системной работы с населением, и начинание команды Навального казалось чудачеством: зачем штабы, если общаться можно в интернете и там же планировать и вести всю деятельность? Все это накладывалась на тезис, считавшийся аксиомой: за МКАДом вообще никому не интересно заниматься политикой, там все за Путина и нет смысла туда соваться.

Решившись развернуть в России сеть штабов, финансируемых с помощью краудфандинга, Алексей Навальный и его команда совершили маленькую революцию в политической жизни всех тех регионов России, где работал хоть один такой штаб. Сейчас, после очередной серии обысков и погромов штабов, организованных силовиками, снова слышатся призывы не тратить деньги и силы на легально работающие офисы, сосредоточиться на деятельности в интернете или совсем уж нелепые советы «уйти в подполье». Но именно ставка на легальность и открытость своей деятельности, на демонстративное нежелание что-то прятать и от кого-то прятаться и привлекли к структурам Навального новых людей, благодаря которым они так эффективно действуют по всей стране.

Игры в подпольщиков интересны только маргиналамкак и чисто сетевая активность привлекательна только для гиков

Игры в подпольщиков интересны только маргиналам, как и чисто сетевая активность привлекательна только для гиков. Нормальным людям нравится приходить куда-то, не таясь и не скрываясь, участвовать в дискуссиях, слушать лекции или встречаться с другими людьми. Именно такой формат работы превратил штабы Навального в центры молодежного активизма. Во всяком случае, от атмосферы традиционных партийных офисов там очень мало или вообще ничего. Да и откуда бы там взяться этой атмосфере, если руководить штабами изначально призывались люди без опыта работы в традиционных партийных и политических структурах?

Факторы успеха

Какие еще факторы помогли штабам Навального стать заметной силой, борьба с которой требует от власти тех впечатляющих усилий, которые мы наблюдали в последние дниВо-первых, власть не сразу поняла, как опасна для нее работа штабов оппозиционного политика в регионах, и долго ограничивалась мелкими пакостями. Вероятно, какое-то время всевозможные структуры и чиновники, отвечающие в регионах за борьбу с оппозицией, даже радовались тому, что наблюдать надо за людьми, которые не только не скрываются, но даже наоборот, всячески рекламируют себя и места своего базирования. Однако к осени 2019 года всем стало понятно, что истории про непопулярность Навального у «простого народа» годятся только для анонимных Telegram-каналов, а в реальности работа штабов приводит к активизации и радикализации любых протестов на местахСвою роль сыграли и попытки структур Навального вмешиваться в трудовые конфликты, агитируя бюджетников за создание независимых профсоюзов. Но, конечно же, решающую роль в изменении политики по отношении к штабам в регионах сыграла тактика «умного голосования»: даже первые попытки действовать по этому принципу принесли определенный успех, и он явно будет развит на всех следующий выборах — и федеральных и региональныхВо-вторых, команда Навального оказалась достаточно организованной и хитроумной, чтобы вопреки постоянному давлению и под носом у назойливых контролеров и наблюдателей все-таки создать систему не только легального сбора средств на поддержание всей инфраструктуры, но и их распределения по всей стране. Важно, что делалось все это по-белому и вполне честно — иначе претензии к структурам Навального были бы гораздо более предметными, чем фантазийное дело об отмывании средств, якобы полученных преступным путем.

В-третьих, граждане России, прежде всего молодежь, оказались вовсе не такими инертными, как о них принято было думать. Уже первая всероссийская протестная акция, устроенная штабами Навального после выхода фильма «Он вам не Димон», показала, что костяки готовых протестовать активистов появились во всех городах, где штабы начали работу. Удивительнее всего, что даже в самых тихих и не имевших никакой традиции политического активизма регионах команде Навального удалось найти энергичных, смелых и креативных людей, которые в короткие сроки превратили новую структуру в полномасштабные оппозиционные центры, влияющие на местную политику. На фоне все более тусклых, косноязычных и унылых чиновников и партаппаратчиков, которые олицетворяют собой российскую власть на местах, молодые координаторы штабов Навального в некоторых случаях оказались буквально звездами региональной политики.

На фоне тусклых и косноязычных чиновников и партаппаратчиков координаторы штабов Навального оказались буквально звездами региональной политики

Нравится это кому-то или нет, но рассчитывать на голый энтузиазм в XXI веке нельзя. Несмотря на то, что волонтерство играет все возрастающую роль в политическом и гражданском активизме в России, кто-то все равно должен заниматься политической работой full-time, планомерно и организованно, координируясь с другими штабами и федеральным руководством. То же с антикоррупционными расследованиями и всем прочим: должны быть люди, занимающиеся этим не в свободное от основной работы время, а постоянно и профессиональноИдея скидываться деньгами на то, чтобы где-то был офис, в котором постоянно кто-то есть и эти люди занимаются организацией всевозможных активностей, не вызвала никаких протестов у сторонников Навального, наоборот, они увидели, что деньги не остаются где-то в Москве, как вообще-то принято в России, а возвращается оттуда на места и получают их вполне понятные и известные в своих кругах люди.

Открытие штаба в Воронеже

Важно понимать, что вообще такое для оппозиционного активиста в провинции — работать в штабе Навального. Это уникальный шанс и большие возможности проявить себя в публичной политике, не боясь сложностей. Если в Москве политический активизм можно так или иначе совмещать с работой, в том числе в оппозиционных СМИ, фондах, центрах и так далее, то в регионах ситуация совершенно иная. Более или менее прилично можно зарабатывать, только работая на власть или на крупный бизнес. Среднего и мелкого предпринимателя активное занятие оппозиционной деятельностью, скорее всего, приведет к серьезным проблемам. Ситуация такова, что даже сочувствующим оппозиции предпринимателям проще слать деньги в виде пожертвований какой-то удаленной структуре, которая потом потратит их в том числе и на поддержку активистов в их регионе, чем напрямую и открыто давать деньги местным оппозиционерам. Это между прочим одна из важных миссий всей созданный Навальным структуры — она позволяет всем желающим пожертвовать деньги на оппозиционную деятельность, минимизируя риски.

Почему это важно

Навальный вернул в жизнь регионов уличную политику, создал методику выживания оппозиции в агрессивной среде и самое главное — побудил многих к активной и борьбе за свои права. Но последняя капля, которая переполнила чашу терпения власти, — тактика «умного голосования». Страх власти перед ним тесно связан с ситуацией в регионах: даже в Москве «Единая Россия» смогла выставить только очень слабых кандидатов — надо ли говорить, что в регионах кадры у «партии власти» еще хуже? Можно уверенно утверждать, что на всех грядущих выборах технология «Умного голосования» будет активно использоваться на местах, что сделает Навального и его структуры влиятельными игроками.

Автор: политолог Федор Крашенинников

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari