Почти 20 грамм метамфетамина, пистолет системы Марголина с глушителем и 65 патронов обнаружили оперативники в квартире священника в Пскове. Отец Сергий (в миру Сергей Иванов) мог получить 10 лет, но заплатил 15 тысяч рублей и продолжил проповедовать в храме Жен-Мироносиц со Скудельниц. The Insider прояснил некоторые детали этой драматичной истории, в которой фигурируют также его жена-депутат, его предшественник, убитый ножом в сердце, и две влиятельные структуры – РПЦ и ФСБ.
Оперативники ФСБ нашли наркотики в холодильнике, а серую спортивную сумку «Адидас» с оружием в шкафу - в прихожей. Священнику предъявили обвинения по двум тяжким статьям - ст. 222 часть 1 УК РФ (незаконное хранение оружия) и ст. 228 часть 2 УК РФ (незаконное хранение наркотиков в крупном размере). Однако это не помешало ему оставаться настоятелем храма Жен-Мироносиц, суд взял с него лишь подписку о невыезде. 14 декабря суд признал Сергея Иванова виновным, но вынес поразительный приговор – 3 года условно и штраф 15 тысяч рублей. Отец Сергий продолжил свои проповеди как ни в чем не бывало.
Когда об казусе написал «МК», это вызвало общественный резонанс: прихожане храма стали собирать подписи… в поддержку священника.
«Идет жесточайшее давление на настоятеля храма Жен-Мироносиц! Прекрасного человека, замечательного священника и достойного настоятеля оболгали и облили грязью! Пожалуйста, нужна поддержка!», – призывала в приходской группе соцсети «Вконтакте» регент храма Жен-Мироносиц Кристина Мельникова. Прихожане делились мнениями: священника наверняка подставили.
Зачем 27 декабря прихожанам потребовалось составлять и подписывать характеристику, когда суд по уголовному делу давно завершился? По всей видимости, для архиерейского совета. Именно там, как сообщили в епархии псковским журналистам, должно было быть принято решение о дальнейшей судьбе отца Сергия как настоятеля храма.
В итоге в январе епархия приняла компромиссное решение – священника морально поддержать, но из храма на время «убрать по-тихому». Отец Сергий Иванов был запрещен в служении на три года, но 4 января после праздничного богослужения в храме св. Анастасии Римлянки владыка Евсевий произнес проникновенную речь: «И вот в последние дни и мне приходится испытывать то, как враг сатана действует через людей. О нашем почтенном отце, настоятеле храма Жен-Мироносиц, священнике Сергие Иванове, написана сейчас грязная статья, якобы у него были пистолет и наркотики. Не верьте этому! Не может совмещать священническое сердце и то, и другое, и говорить об истинном Боге и о святой праведной жизни, совершать Таинства».
Сам отец Сергий ни разу публично не прокомментировал свое уголовное дело и после Рождества бесследно исчез. Его номер телефона в настоящий момент «в сети не зарегистрирован».
Почему Псковская епархия так выгораживала священнослужителя, уличенного в наркомании (если не наркоторговле) и незаконном владении оружием? Почему владыка Евсевий, который отстраняет от службы и лишает крестов за малейшее непослушание или критику в адрес иерархов, лично защищал отца Сергия? Это становится ясно, если взглянуть на предысторию этих событий, надо сказать – не менее остросюжетную.
РПЦ vs ФСБ
Старинное Мироносицкое кладбище отгорожено от современного Пскова каменной стеной и высокими старыми деревьями. На пригорке среди могил стоит построенный XVI в. храм Жен-Мироносиц со Скудельниц. Отец Сергий стал его настоятелем в 2008 году. И к тому моменту эта небольшая церковь уже была знаменита благодаря предшественнику отца Сергия - известного церковного диссидента протоирея Павла Адельгейма, который не ладил с митрополитом. Именно отец Павел в 90-е годы поднял из руин церковь на Мироносицком кладбище, он же создал и долгие годы содержал на средства прихода Псковскую школу регентов, которой руководил его сын Иван Адельгейм.
За отцом Сергием закрепилась слава человека, который помогал владыке в гонениях на Адельгейма. А едва заняв его место, в 2008 году Сергий уволил его сына Ивана с поста директора школы регентов. Иван Адельгейм пытался оспорить увольнение в суде, но проиграл. Судился с отцом Сергием и сам отец Павел – из-за приходского устава, измененного новым настоятелем.
А в 2013 году Павел Адельгейм был убит ударом ножа в сердце московским кинооператором Сергеем Пчелинцевым, признанным судом невменяемым. Отца Павла похоронили на том же Мироносицком кладбище, у стен восстановленного им храма.
Удивительно, но сегодня Адельгейм-младший отца Сергия выгораживает: «Несмотря на нашу принципиальную борьбу в церковных вопросах, личностно мне он очень нравится. Я думаю, что он хороший человек, просто попал, наверное, в определенные обстоятельства, достаточно сложные, и в не очень хорошую компанию».
Похоже, что выйти без последствий из «сложных обстоятельств» Иванову помогла именно РПЦ, где он зарекомендовал себя еще в тот период, когда помогал владыке бороться с диссидентом Адельгеймом. Церковь вытащила «своего человека» из ситуации, которая для простого смертного была бы совершенно безвыходной.
В делах, которые ведет ФСБ, особенно если они связаны с оружием и наркотиками, суд редко относится к обвиняемым снисходительно. Для этого должны быть какие-то веские основания – например, если подсудимый сдал своих поставщиков. Но Сергей Иванов этого не сделал. Он заявил, что 19,82 г метамфетамина он нашел возле своего подъезда. А затем нашел и сумку с пистолетом!
Крупный размер наркотических средств, согласно УК, начинается с 2,5 грамм. В обычном случае, если правоохранители обнаруживают крупную партию наркотиков, обвиняемого подозревают в наркоторговле, а это куда более тяжелая статья. Но Иванову и здесь повезло – его осудили лишь за «незаконные приобретение и хранение без цели сбыта» (установив, что Иванов – сам наркозависимый, то есть «присвоил» метамфетамин для личного потребления).
Хотя наркоман и не сдал своего поставщика (ключевой элемент оперативной работы), он получил условный срок. Для РПЦ ФСБ может сделать исключение.
Ищите женщину
В приговоре суда ни слова не сказано о том, почему вообще оперативники ФСБ пришли к Иванову домой в ходе «гласного оперативно-розыскного мероприятия «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Не так-то легко заподозрить, что священник будет держать в холодильнике почти 20 грамм метамфетамина. В Псковском управлении ФСБ проливать свет на мотивы расследования не спешат.
Источник The Insider, близкий к силовым структурам, но пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что священнослужителя «сдала жена», с которой отец Сергий, на самом деле, давно неофициально разошелся. Якобы настоятель храма узнал о связи супруги с другим священником и стал ей угрожать и женщина, испугавшись, обратилась в ФСБ. Ну а силовики должны были отреагировать на жалобу.
Супруга отца Сергия - Евгения Иванова – депутат Псковской городской Думы от партии «Единая Россия», выпускница Псковского Духовного училища, в настоящее время работающая заместителем ректора Свято-Тихоновской православной гимназии, созданной на базе той самой Псковской школы регентов при храме Жен-Мироносиц. Также Евгения Иванова работает в Епархиальном паломническом центре «Вертоград», которым руководит благочинный Пскова, правая рука владыки протоиерей Иоанн Муханов. Его в СМИ называют крестным отцом сына отца Сергия. И именно в связях с ним, по данным источника The Insider, заподозрил ее отец Сергий. Фото с Иоанном Мухановым (которое якобы и стало поводом для ревности) Евгения со своей страницы в соцсети удалила.
Правда, источник, хорошо знакомый с семьей Ивановых, сомневается, что жена могла «сдать» супруга ФСБ: «Ей это не надо, они давно не живут вместе». Сама Евгения Иванова после просьбы The Insider о комментарии сначала взяла паузу, чтобы «испросить благословения у священноначалия», а потом отказала во встрече, не объясняя причины.