Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.55
Поддержите нас English
  • 266

Конфликт в ГИТИСе вошел в открытую фазу: ректор вуза Григорий Заславский заявил РБК, что за призывы к неповиновению свой пост покинет мятежная декан театроведческого факультета Наталья Пивоварова. «Она больше не будет деканом — это я вам гарантирую», — заявил он. Позже в своем Facebook Заславский написал, что Пивоварова останется на своем месте до окончания январских каникул.

Напомним, противостояние в ГИТИСе начало 21 декабря, когда ректор заявил о слиянии театроведческого и продюсерского факультетов. Студенты начали протестовать и объявили, что будут бойкотировать занятия. По словам Заславского, объявившие забастовку студенты не понимают, что за этим последует. Он пояснил, что если три раза не прийти на зачет, будет отчисление. «Значит, мальчики пойдут в армию, девочкам придется заново поступать», – добавил ректор. Тогда же выпускники и часть педагогов написали открытое письмо на имя Заславского, министра культуры Владимира Мединского и председателя Союза театральных деятелей Александра Калягина. Они потребовали повторного созыва ученого совета в полном составе и открытого обсуждения проекта реформы.

Заславский возглавил ГИТИС в середине ноября. За кандидатуру театрального критика на общей конференции коллектива проголосовали 174 делегата, против высказались 40.

The Insider попросил оценить ситуацию профессора Школы-студии МХАТ, театрального критика Ольгу Егошину.

- Как вы думаете, почему решение об объединении факультетов вызвало такую сильную реакцию преподавателей и студентов?

- Начну издалека. Мне кажется, что сейчас вообще плохое время для реформ. Даже благие попытки влекут за собой такой взрыв подозрений, ненависти и страха, что это само по себе, - перевешивает все возможные плюсы. Сейчас время, когда если тебе захочется что-то улучшить, надо сразу бить себя по рукам... Что касается конкретной ситуации объединения продюсерского и театроведческого факультетов в ГИТИСе, эта реформа касается очень уязвимой и эмоциональной части сообщества — педагогов и студентов. А ее подготовка, судя по реакции сторон, прошла абсолютно втемную, под водой, без специальной подготовки заинтересованных в ней сторон. Уверена, что основной причиной личной и острой реакции и преподавателей, и студентов стало именно ощущение, что все сделано за их спиной. Без их участия и вовлеченности, а стало быть — сделано во вред. Даже убедить людей поменять Fairy на Amway - задача не одного рекламного ролика. А тут — поменять привычный уклад двух факультетов.

article_image_O8xjL6
Ольга Егошина

В этой ситуации надо было загодя выходить на большую гитисовскую аудиторию с цифрами, графиками, доказательствами. С подробным анализом ситуации на театроведческом и продюсерском факультетах в ГИТИСе. Количество поступающих, динамика конкурсов. Не секрет, что профессия театроведа последние десятилетия неуклонно теряет престиж в глазах поступающих. В мой набор на место было до 10-15 человек. Абсурдна ситуация конкурса, когда один человек - на одно место. И если ты его не возьмешь, то вуз потеряет финансирование...

Не секрет, что профессия театроведа последние десятилетия неуклонно теряет престиж в глазах поступающих.

С другой стороны, по опыту Школы-студии знаю, что интерес к профессии продюсера явно растет. Скажем, в Школе-студии после переименования факультета менеджмента в продюсерский количество поступающих выросло в разы. И увеличивающийся конкурс сразу поднял планку набора.

Хотелось бы знать цифры в ГИТИСе. Для обоснования проведения реформы необходимы данные по трудоустройству выпускников. Сколько выпускников работают в научной сфере? Боюсь, что не более одного процента (если не менее). И очень сомневаюсь, что нескольким десяткам ученых-театроведов, выпускаемым ежегодно, реально есть куда трудоустраивать по научной специальности, но это практическое знание, а его надо доказывать с цифрами в руках.

Сколько выпускников работают в сфере журналистики? Цифры тоже удручающие. Сколько — в сфере пиара и менеджмента? И это я только навскидку называю необходимые данные. Только такой пошаговый анализ может убедить педагогов и студентов в целесообразности предложенных реформ. Не говоря о том, что учет встречных предложений тоже может пойти на благо обоим факультетам и институту, в целом. В общем, если кратко: людей надо убеждать в своих предложениях, а не ставить их перед фактом: мы вас вчера слили, а завтра вы увидите небо в алмазах.

- И все же объединение факультета продюсеров и театроведов для будущих выпускников - это плюс?

- Чтобы ответить на вопрос, «плюс» это или «минус», помимо всего вышеизложенного, надо поднять историю факультета и посмотреть, в какие годы он переживал расцвет? Когда продюсеры (менеджеры) были объединены с театроведами? Или когда они существовали раздельно? Личная память имеет свойство все видоизменяет. Мне кажется, что большинство сейчас успешно работающих людей в профессии - и в моей, и в продюсерской, - учились именно при объединенных факультетах. Но память надо проверять фактами. Можно, конечно, сказать, что знаний много не бывает, и для карьеры, чем больше ты знаешь, - тем лучше. Но пока не прописана детально модель, по которой будет строиться образование объединенного факультета — рассуждения и о минусах,и о плюсах, - будут слишком умозрительны.

Собственно, об этой непродуманности механизма проведения реформы я уже говорила. На взгляд стороннего наблюдателя: реформа была проведена в странной и раздражающей спешке (так ли необходимо сливать факультеты посреди учебного года?).

Проведена она была без подготовки общественного мнения. Без доказательного ее обсуждения с коллегами-преподавателями. Проведена, когда уважаемый декан театроведческого факультета восстанавливается после аварии... Все это никак не способствовало хладнокровному обсуждению ее реального содержания. Можно сказать, что Григорий Заславский провел реформу именно как пишущий критик-театровед, который должен придумать некую систему или идею и убедить самого себя.

Но отнюдь не как грамотный продюсер, который должен убедить окружающих. И в этом смысле как раз «неумелое» проведение реформы — еще один повод задуматься над тем, что навыки продюсера необходимы тем гитисовским выпускникам, которые мечтают о кресле ректора.

- Как вы можете охарактеризовать атмосферу в культурной и образовательной среде? Есть ощущение, что любые реформы сейчас вызывают сопротивление.

- Последний год мне кажется, что культурная и образовательная среда, как и все наше общество сейчас ощущает себя в окопе (прямо по Высоцкому, «я сидел как в окопе под Курской дугой»), и постоянно ожидает вражеских вылазок.

Сейчас любое предложение что-то поменять в любом привычном поле вызывает бешеное сопротивление. И вчуже могу это сопротивление понять. Наш печальный опыт немедленно убеждает, что все перемены ведут только к худшему. В заключение надеюсь, что коллегам в ГИТИСе хватит мудрости и сил самим справиться с конфликтной ситуацией, без привлечения Министерства, СТД, ООН, спецназа и так далее. Долгие годы наши предшественники отстаивали независимость вузов и разрушать эту автономию, самим звать чиновников против Ученого совета — это очень опасный прецедент и плохая услуга всеми академическому сообществу.

_________________________________________________________________________________________

Декан театроведческого факультета ГИТИСа Наталья Пивоварова:

"Коллеги, друзья! Я призываю вас всех протестовать против инициативы ректора и решения учёного совета о слиянии театроведческого и продюсерского факультетов! Очень корректно, интеллигентно, но публично! Конечно, обращаюсь к тем, кто не согласен с этим решением- искренне, не конъюнктурно! В память о наших великих учителях - мы не можем позволить уничтожение нашего факультета!"24.11-Pivovarova

"О чем я думаю, спрашивает фб, ну, конечно о судьбе двух наших факультетов! Сейчас из рассказов студентов и педагогов, я поняла, что ректор не собирается к этому вопросу возвращаться. Как декан факультета я имею право инициировать заседание ученого совета, на котором необходимо объяснить членам ус , как реально обстоит и обстояло дело. Что необходимо вернуться к этому вопросу, который даже не был публично заявлен в повестке последнего заседания, что решение принято без руководства факультетов, без обсуждения с педагогами и студентами! Буду писать письмо в учёный совет, готова на коляске, в воротнике Елизаветы второй, прийти и бороться. Думаю числа 15 января, уже смогу это сделать. Мне кажется, что не нужно торопиться с приказом о слиянии факультетов! Вопрос открыт! ГИТИС - не клумба, не винегрет, не место для скрещивания собаки с кошкой".

_________________________________________________________________________________________

Ректор ГИТИСа Григорий Заславский:

"Я хочу сказать, что в ГИТИСе деканов назначает ректор. И снимает. Это - для информации.  Н.С. Пивоварова последнее время была и.о. декана театроведческого факультета. Готов предложить это как акт доброй воли: до своего возвращения с больничного она останется и.о. декана театроведческого факультета, - чтобы не подливать масла в огонь. Оставляю на совести всех коллег и как бы коллег разнообразные грубости - конечно, поразительно, что люди, работающие со словом, ТАК не фильтруют базар, - будем считать это выполнением первоначально сказанного, что все остаются на своих местах. Все остаются на своих местах, Пивоварова остается на своем месте.

Но я очень прошу - в открытых группах, в закрытых группах, в смс, в частных разговорах телефонных: не надо, Наталья Сергеевна, никого призывать к забастовкам. Это никакой пользы не принесет. Ни науке, ни ГИТИСу, ни конкретным студентам".TASS_18708388_d_850

_________________________________________________________________________________________

Перформанс студентов ГИТИСа против объединения факультетов был прерван руководством ГИТИСа:

_________________________________________________________________________________________

Бывший студент ГИТИСа Николай Берман:

«Последние новости из ГИТИСа: после того, как студенты театроведческого и режиссёрского устроили в дворике акцию против слияния театроведов с продюсерами, против них вызвали полицию. Ректор, вызывающий полицию против своих студентов - недееспособный ректор».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari