Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.44
  • EUR106.25
  • OIL80.27
Поддержите нас English
  • 9395

В Петербурге под командованием полковника полиции в отставке Александра Макарова студенты и аспиранты экономических вузов «отмывают» тексты диссертаций в его карманном издании, выяснил «Диссернет». Вокруг научного сборника сложился целый круг друзей, коллег и учеников Макарова, которые годами выдают за собственные работы чужие тексты, включая учебники десятилетней давности. Опубликованные в сборнике работы служат потом базой для защиты диссертаций. А диссоветы не спешат лишать фальсификаторов ученых степеней.

Содержание
  • Сменить фамилию, чтобы сохранить ученую степень

  • Полковник-академик и его научный сборник

  • Региональная прачечная

  • Легенда о «Красном Октябре»

Сменить фамилию, чтобы сохранить ученую степень

Непосредственным поводом для этого расследования стал отказ в удовлетворении заявления о лишении ученой степени кандидата экономических наук Ирины Гавриловой, преподавателя Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. Защищалась она в 2011 году в ИТМО еще под фамилией Макарова. Текст ее диссертации примерно наполовину совпадает с диссертацией выпускника ИТМО Александра Мосина, актера, снимавшегося в фильмах Алексея Балабанова, а ныне помощника депутата Госдумы Виталия Милонова.

Заявление рассматривал диссертационный совет Д 999.058.03, созданный на базе трех организаций, в том числе Российского университета дружбы народов (РУДН). 26 ноября 2020 года он сохранил за Ириной Гавриловой ученую степень. Для доказательства своего авторства она сослалась на две статьи и отчет по научно-исследовательской работе (НИР). Однако, как выяснилось, статьи были опубликованы задним числом, а проведение упомянутой НИР вообще не подтвердилось. Тем не менее, диссовет посчитал, что представленных доказательств достаточно, чтобы сохранить за Макаровой степень кандидата экономических наук.

Тема публикаций, созданных задним числом, в связи с диссертацией Гавриловой поднималась еще в 2014 году, когда она была доцентом в Санкт-Петербургском филиале Высшей школы экономики (ВШЭ). Вскоре после того, как Диссернет выявил в ее диссертации обширные некорректные заимствования, студенты потребовали увольнения преподавателя. Тогда Гаврилова предъявила якобы написанную совместно с Александром Мосиным статью, текст которой использовался в обеих диссертациях. Размещалась эта статья в выпуске №4 за 2009 год межвузовского издания под названием «Региональные аспекты управления, экономики и права Северо-Западного федерального округа России» (сборник РАУ).

Однако комиссия по академической этике ученого совета ВШЭ заподозрила, что представленный ей в электронном формате макет сборника — липовый. Ссылок на эту статью не было ни в одной из диссертаций, печатный экземпляр отсутствовал, а в электронном была нарушена нумерация страниц. Ирина Макарова в ответ пообещала подать в суд на Александра Мосина за использование без разрешения текста совместной статьи в его диссертации, однако через полгода отказалась от этого намерения. Тогда же московское руководство ВШЭ решило прекратить сотрудничество с Макаровой. Петербургский филиал дал ей доработать до конца учебного года. А затем... Она сменила фамилию и, став Гавриловой, продолжила вести занятия по праву и подготовке учащимися выпускных работ. Лишь под давлением студенческого комитета и СМИ она наконец покинула Вышку, перейдя в Университет морского и речного флота. Мы пытались связаться с комиссией по этике ВШЭ, в частности, чтобы получить электронный экземпляр сборника РАУ, с которым она работала. Однако на журналистский запрос заведующая секретариатом ученого совета ВШЭ Трихункова Елена ответила отказом, заявив, что все материалы строго конфиденциальны.

Пять лет спустя, при рассмотрении диссертационным советом заявления о лишении ученой степени, материалы сборника РАУ всплыли снова. Однако за это время на сайте сборник обрел верную нумерацию страниц, число которых сократилось с 92 до 90 (диссовет, впрочем, отчитался о работе с 92-страничной версией). При этом соавторство c Мосиным сменилось единоличным авторством Макаровой.

Александр Мосин на съемках - в центре в заднем ряду
Александр Мосин на съемках - в центре в заднем ряду

Зато их совместная статья появилась в сборнике №1 (части 2) за 2010 год. Любопытно появление этой «части 2»: в архиве сайта видно, что в 2013 году у сборника был один выпуск за 2010 год, а в 2015-м вместо него появляется две брошюры, помеченные как «часть 1» и «часть 2». И как раз у них, как и у № 4 за 2009 год, нарушена схема именования файлов, а датой создания PDF указан 2014 год. Создатели «части 2» действовали так грубо, что в сборник, подписанный в печать якобы 3 февраля 2010 года, вошли статьи со ссылками на публикации, вышедшие весной и осенью того же года, а также статья со статистикой за весь 2010 год.

То, что состав сборников РАУ менялся задним числом, заставило Диссернет внимательнее присмотреться к этому изданию. И обнаружилось много интересного...

Полковник-академик и его научный сборник

Сборник РАУ выходит с 2006 года, до 2014 года не рассылался по системе обязательного экземпляра. А с недавних пор презентуется как «межвузовский междисциплинарный научный журнал». Его основатель и бессменный руководитель полковник полиции и профессор Александр Макаров перешел в Военную академию им. Хрулёва, но деньги за публикацию статей и отправку авторских экземпляров сборников все еще нужно переводить на карту «автора идеи», как он сам себя именует. Мы сделали пробный перевод, и «Тинькофф банк» подтвердил, что его получил «Александр М.». С 2014 года версткой РАУ занимается… Ирина Гаврилова. То есть, по всем признакам сборник похож на «карманное» издание на семейном подряде.

Тематика размещаемых в сборнике статей не ограничивается, тексты, согласно политике издания, публикуются в авторской редакции. С 2015 года сборник метит в перечень ВАК, однако перспектива такого включения за пять лет из «ближайшей» превратилась в «среднесрочную». При этом требование РАУ к оригинальности публикуемых текстов — 60%. То есть авторам официально разрешают списывать более трети текста. Впрочем, для своих требования, вероятно, еще более либеральные. Скажем, статья самого Александра Макарова в сборнике РАУ №3 за 2020 год состоит по большей части из текстов двух (1, 2) публикаций, вышедших в 2005 году, и дополнена фрагментами из Википедии. Ссылок на оригиналы, разумеется, нет.

За время своей вузовской карьеры полковник полиции в отставке Александр Макаров много где успел попреподавать и обзавестись связями. Начав в 1990-х с Санкт-Петербургского юридического института МВД России, он впоследствии работал на кафедре гражданского права РГПУ им. А.И. Герцена, преподавал в Государственной полярной академии, в ИТМО, других вузах и пару лет назад пришел в ВТМО им. Хрулёва.

Также Макаров является «заслуженным деятелем науки и образования» Российской академии естествознания, и академиком Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы, в которой, кстати, состоит и нынешний главред РАУ А. Целиховских. Академию в свое время прославил ныне покойный Петр Гаряев — автор лженаучной «теории волнового генома».

Самыми цитируемыми работами военного экономиста Макарова оказались статьи по манипуляциям с индексом цитирования. Например, востребованность его опуса «Как правильно указывать «ключевые слова» в научной статье», по данным eLibrary, в 465 раз выше среднего показателя цитируемости для статей по экономике. Ненамного уступают и другие труды Макарова: «Некоторые базовые принципы работы Российского индекса научного цитирования» и «Некоторые актуальные аспекты, касающиеся подготовки и публикации научных статей».

Дело в том, что каждый курсант-аспирант, публикующий в РАУ свою студенческую статью, как по приказу проставляет ссылки на эти три важнейшие работы. Только в 2020 году таких ссылок было более 500. Таким образом только за прошлый год авторы РАУ более чем удвоили цитируемость статей полковника по РИНЦ — Российскому индексу научного цитирования. С недавних пор сборник в качестве научного журнала рассылается в ведущие библиотеки и eLibrary, легитимируя тем самым публикации молодых и не очень ученых.

Региональная прачечная

На сегодняшний день в сборнике РАУ публикуются уже четверо Макаровых: к Александру Макарову и Ирине Гавриловой (Макаровой) присоединились Данила Александрович Макаров — магистрант Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Ольга Александровна Макарова — доктор юридических наук, доцент кафедры Санкт-Петербургского государственного университета.

Впрочем, сборник РАУ используется для своего рода «облагораживания авторства» не только членами семьи, но и другими учениками и коллегами Александра Макарова. Так, он был научным руководителем того самого Александра Мосина, с которым грозилась судиться Ирина Макарова. Забавно, что более 60 страниц совпадающего текста диссертаций Мосина и Макаровой, включенного задним числом в сборник РАУ (№1 часть 2, 2010), повторяют текст учебника «Управление проектами» А. Г. Ивасенко с соавторами, кстати, лауреата конкурса «Лучшая научная книга 2007 года» в номинации «Менеджмент и маркетинг».

Ирина Бирюкова, глава администрации Литейного округа в Санкт-Петербурге, также в октябре 2012 года защитила кандидатскую диссертацию под научным руководством Александра Макарова. Пара десятков страниц в ней скопированы из учебника «Инвестиции» под редакцией В.В. Ковалева, В.В. Иванова и В.А. Лялина, также там встречаются куски диссертаций других подопечных полковника — Дмитрия Васильева (2010 год), Елены Мильской (дата защиты 22.03.2012 года), на защите которой Макаров был оппонентом, и Сергея Сербы (дата защиты 11.04.2012). Последний, кстати, в недавнем прошлом был директором Управления автомобильных дорог Нижнего Новгорода, а до того — нижегородского Управления по капитальному строительству.

Все эти диссертанты к моменту защиты имели публикации в сборнике РАУ, где публиковала фрагменты диссертации и Бирюкова - без библиографических отсылок. Можно лишь догадываться, почему масштабные некорректные заимствования не встретили возражений редакции РАУ. Может быть, потому что «редакционная коллегия сборника не несет ответственности за антинаучность, плагиат и откровенные «ляпы» в отдельно взятых фрагментах или статьях сборника»? Или, возможно, это как-то связано с тем, что в редколлегию сборника с момента основания входит Владимир Серба, доктор военных наук, профессор, действительный член Академии военных наук, а в год защиты Бирюковой членом редколлегии был Александр Бирюков, доктор технических наук, профессор кафедры технологии, организации и экономики строительства Военного инженерно-технического института?

Как бы то ни было, мы обнаружили, что совпадающие между собой части вышеупомянутых диссертаций практически полностью состоят из фрагментов, скопированных из работ других авторов, опубликованных в период с 2001 по 2011 год. Итак, РАУ оказывается инкубатором, где «макаровцы» сначала публикуют куски из старых и новых учебников как свои статьи. А потом составляют из них диссертации. То есть, в РАУ они меняют автора и название, «отмываются», а потом, если всё прошло гладко, идут в диссертационное дело.

Легенда о «Красном Октябре»

Казалось бы, глядя на такие очевидные факты ВАК и диссовет должны принять решение о лишении ученой степени. Но Ирина Гаврилова сохранила ученую степень и видимость репутации. Диссовет, невзирая на выводы комиссии по академической этике ВШЭ, поверил предъявленным сомнительным публикациям и отказался учитывать им же обнаруженную фальсификацию документов. Вдобавок он сам умудрился исказить факты.

Одним из аргументов за сохранение ученой степени стала ссылка Макаровой на ту самую скопированную из учебника совместную с Мосиным статью в сборнике РАУ (№1, часть 2, 2010). Она не упоминается ни в автореферате, ни в диссертации, так что официально «приобщить ее к делу» было непросто, тем более, что в бумажных библиотеках нет старых выпусков РАУ.

Нечто вроде официального основания предоставил комиссии диссовета Авинир Макаров, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, альма-матер Ирины Гавриловой. Это оказалась отсканированная копия списка ее публикаций из аттестационного дела с упоминанием данной статьи. Однако, как мы теперь знаем, дополнительная часть выпуска сборника РАУ появилась не ранее 2014 года, и ее упоминание в бумаге, датированной 21 декабря 2010 года, заставляет сомневаться в достоверности этого документа.

Авинир Геннадьевич Макаров, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Авинир Геннадьевич Макаров, проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна

Другим аргументом Ирины Макаровой в пользу отсутствия в ее диссертации некорректных заимствований из диссертации Мосина стал отчет о научно-исследовательской работе, выполненной в 2009 году в ИТМО по заказу СПб ОАО «Красный Октябрь». Точнее это было лишь оглавление отчета с обозначением глав за авторством Макаровой, совпадающих с названиями разделов ее диссертации, и титульный лист с подписями представителей заказчика и исполнителя.

Тщательно проверив оглавление и титульный лист, диссовет запросил основной текст отчета у ИТМО и «Красного Октября». Проректор по научной работе ИТМО Вячеслав Карасев ответил, что ничего не знает об этой работе. Отрицал заказ такой работы и замдиректора «Красного Октября» Борис Михеев. Вдобавок он сообщил, что его подпись на титульном листе подделана. Текста работы не нашлось.

Таким образом, диссовет установил подложность документа, но свел собственную работу на нет, заявив, что уголовные дела вне его компетенции. «Она [Макарова] вообще-то пошла на должностное преступление <...> Мы явно видим подлог, но подлог — это совершенно другой проступок, и поэтому диссертацию ей надо оставить, а судить судом чести или уголовным судом, но оставляя за ней кандидатскую степень», - пояснил решение профессор Владимир Кутахов. Далее диссертационный совет переадресовал деликатную проблему несуществующему юридическому департаменту ВАК.

Наконец, реагируя на утверждения Ирины Гавриловой о совместной работе с Александром Мосиным, диссовет обратился к автореферату последнего и усмотрел там ссылки на выполненные в соавторстве с ней работы, частично объяснив этим совпадения в текстах диссертаций. Вот только упомянутые публикации в действительности принадлежат Мосину и Макарову-старшему, что и указано в автореферате. Причем одна из них почти на 100% копирует текст учебника Игоря Бланка «Инвестиционный менеджмент» 2001 года издания. Эта статья была размещена все в том же сборнике РАУ (№2, 2009), а на следующий год стала частью диссертации Александра Мосина.

Таким образом, вокруг Александра Макарова и его семейного научного журнала-сборника сложился целый круг друзей, коллег и учеников, которые годами выдают за собственные новейшие исследования чужие тексты, включая учебники десятилетней давности. И эта компания растет, как географически, так и тематически. В последние годы в сборнике появились и филологические статьи, и публикации из вузов республики Коми. Опубликованные в сборнике тексты служат потом базой для защиты диссертаций. А диссоветы не спешат лишать фальсификаторов ученых степеней.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari