Хованское кладбище, на котором недавно произошло побоище рабочих-мигрантов и бандитов, снова оказалось в центре внимания. Жители Новой Москвы протестуют: в их распоряжении оказался план по расширению кладбища вдвое, согласно которому будет вырублен лес в особо охраняемой зоне и могилы появятся прямо под окнами недавно построенных домов.
Поселение Сосенское Новой Москвы вплотную примыкает к МКАДу. При площади в 66 квадратных километров на его территории пока проживает лишь 15 тысяч человек в 11 деревнях. Но Сосенское – один из наиболее застраиваемых районов Новой Москвы. Расширяются дороги, строятся многоэтажные дома, офисные центры, склады, строительство выливается в постоянные пробки.
Окончательных планов освоения территории Новой Москвы нет до сих пор, потому за новостями о девелоперских прожектах пристально следят многие «новые москвичи». Люди с собственным домом в Сосенском – обычно достаточно состоятельные, нередко имеют знакомства в столичной мэрии. Потому нет ничего удивительного в том, что жители поселения сами добыли планы по расширению Хованского кладбища и передали их своему муниципальному депутату Кириллу Бармашеву.
Он опубликовал их 13 мая, за два дня до того, как кладбище оказалось в центре внимания СМИ из-за разборки на его территории. Хотя уже сейчас Хованское кладбище занимает 197 гектар и является одним из крупнейших в Европе, ГБУ «Ритуал», управляющее московскими кладбищами, хочет расширить его ещё на 81 гектар, следует из опубликованных документов. (Формально, это три новых кладбища – Коммунарское Центральное, Северное, Южное – все они запланированы рядом с Хованским).
В распоряжении жителей оказались материалы обследования территории, проведенные по заказу «Ритуала» Центром гигиены и эпидемиологии Москвы, а также схема расширения кладбища, составленная в Департаменте городского имущества мэрии Москвы.
«По территориальным схемам и генеральному плану это особо охраняемая зеленая территория», – рассказывает The Insider Кирилл Бармашев. В 2015 году общая концепция развития Новой Москвы дважды выносилась на публичные слушания. Муниципальный депутат возмущен, что ни о каком новом кладбище в его поселении чиновники мэрии на слушаниях не говорили, а подготовка к его созданию начата практически сразу после слушаний.
По его словам, рядом с лесом, который хотят вырубить под кладбище, сейчас идет жилищное строительство, дома почти сданы, люди вскоре будут заселяться, и 20 тысяч человек вместо леса получат рядом со своим домом могилы. Вырубка леса не устраивает и нынешних жителей Сосенского.
«Это большая зеленая зона. Мы достаточно спокойно относились к большим вырубкам леса под дороги. Мы считали, что хоть часть лесного фонда на территории поселения сохранится. На этой неделе мы отправим письма в разные департаменты, чтобы понять, насколько ситуация далеко зашла. Если это фантазии «Ритуала», это один вариант, но если эти планы рассматриваются на серьезном уровне, будут обращения жителей, митинги», – говорит Бармашев.
В случае расширения её деревня окажется окруженной кладбищем: захоронения будут находиться в 100 метрах от жилых домов.
Активистка Татьяна Утва живет в деревне Николо-Хованское Сосенского поселения. В случае расширения её деревня окажется окруженной кладбищем: захоронения будут находиться в 100 метрах от жилых домов. Она рассказала The Insider, что в её деревне уже появилась инициативная группа, такие же инициативные группы формируются и в других деревнях Сосенского поселения. Жители поселения имели приватные разговоры со столичными чиновниками, в которых они всерьез отзывались о проекте нового кладбища, выражали уверенность, что он будет согласован.
Тогда жители Николо-Хованского подняли санитарные документы: выяснилось, что при такой близости захоронений от домов воду из колодцев и скважин в их деревне нельзя будет пить – ей можно будет разве что мыть автомобили.
«В Сосенском в основном квартиры в новых домах берут в ипотеку молодые семьи с детьми. В этом лесу можно сделать прекрасный парк. Вместо этого что, детям среди могил гулять?», – возмущается она.
Опасаются жители и нагнетания криминогенной атмосферы в районе. «Крики и выстрелы у нас были слышны. И так ребенка за забор даже днем страшно отпустить», – рассказывает Татьяна Утва.
При этом, по мнению экспертов, никаких объективных причин в столь радикальных мерах по расширению кладбища нет. По словам Елены Андреевой, исполнительного директора Союза похоронных организаций и крематориев, в перспективе Москве нужно ещё одно кладбище, но пока вопрос не стоит остро. Многие проблемы можно будет снять, если навести порядок в работе уже существующих столичных кладбищ.
Руководитель пресс-службы Департамента городского имущества Татьяна Колесник заявила The Insider, что в вопросах вроде создания нового кладбища её департамент играет только техническую роль, и потому она не может дать комментарий о том, почему под новое кладбище выбрано именно это место, почему планируется вырубка леса.
Руководитель ГБУ «Ритуал» Артем Екимов в апрельском интервью для муниципальной газеты «Южные горизонты» упоминал об этом проекте: «Запланировано расширение территории Хованского кладбища. Недалеко от него могут открыть еще одно. Сейчас идет оформление разрешительной документации для его освоения». Пресс-служба ГБУ «Ритуал» не ответила The Insider на запрос о комментарии.