Португалия одной из первых в Европе ввела строгий карантин, когда в стране было всего 112 зараженных коронавирусом. Это принесло свои плоды: сейчас в стране 24 тысячи заболевших и меньше 1000 смертей, в пересчете на душу населения эти показатели вдвое лучше, чем в соседней Испании. Португальский аналитик Рикардо Пирес рассказал The Insider, почему жителям страны сложно соблюдать социальную дистанцию, как португальцы относятся к ограничению своих свобод и почему страна не справится с восстановлением экономики своими силами.
Факторы успеха
Успешный пример Португалии объясняется многими факторами, но главный из них — поведение граждан. Еще до того, как правительство 13 марта ввело локдаун, люди начали добровольно соблюдать самоизоляцию. Важную роль в этом сыграли СМИ: по новостям, поступавшим из Центральной и Южной Европы, было понятно, что чем раньше мы примем необходимые меры, тем быстрее все это закончится. Это может прозвучать странно, но отсутствие доверия к политикам заставило людей взять контроль над ситуацией в свои руки. Конечно, сыграло роль и то, что Португалия — маленькая страна с одной из самых низких покупательных способностей в ЕС, всего одной наземной границей и лишь тремя аэропортами (если считать только материковые).
Еще одним важным фактором, который помог Португалии успешно справляться с пандемией, стала способность быстро адаптироваться. Из-за коронавируса в считанные недели произошли изменения, которые в обычное время заняли бы годы. Удаленная работа, удаленная медицинская помощь, удаленные продажи. Одну из ключевых ролей сыграла хорошая система здравоохранения и то, что бесплатный доступ к ней был открыт в том числе всем иностранцам. В середине февраля, когда в Китае уже творился полный хаос, португальское министерство здравоохранения выдавало противоречивую информацию. Сначала они утверждали, что вирус до нас не дойдет, пять дней спустя — что дойдет, но не нанесет вреда, еще пять дней спустя — что нужно готовиться к закрытию границ. Даже после объявления чрезвычайной ситуации было очень мало сведений об использовании масок. Сейчас стало понятно, что в целом стратегия государства была правильной, хотя своевременность введения карантина по-прежнему остается под вопросом.
Португалия открыла бесплатный доступ к медицинской помощи в том числе иностранцам
Очевидно, что ни Португалия, ни одна другая европейская страна не были готовы к такому развитию событий. Пришлось экстренно закупать аппараты ИВЛ, маски, тесты. На данный момент Португалия способна обеспечить лечение 1205 тяжелых больных одновременно. Но число тяжелобольных никогда не превышало 250 в моменте. Поэтому еще даже не приходится обращаться за помощью к частному медицинскому сектору, который в случае увеличения вспышки может обеспечить дополнительную помощь. И хотя многие заводы и фабрики перепрофилировались под изготовление масок, вполне возможно, что еще в течение нескольких месяцев нам придется закупать их из Китая.
Экономика карантина
Абсолютная финансовая поддержка граждан и бизнеса — единственная возможная стратегия государства. Если мы хотим сохранить довирусные уровень и стиль жизни, и гражданам, и предпринимателям необходимо располагать деньгами, иначе экономический цикл будет нарушен, а это ставит под удар социальную и политическую жизнь в том виде, в котором мы ее знаем. Единственная загвоздка в этой стратегии — то, что ресурсы государства не бесконечны. Очевидно, что в случае Португалии поддержка должна поступить со стороны Евросоюза. Без помощи ЕС из этой ситуации просто не выбраться. К сожалению, мы — небогатое государство, мы вынуждены просить помощи, как это было в кризис 2008 года. «К счастью», в этот раз в помощи нуждаются не только Португалия и Греция, но все страны содружества, а в первую очередь — Италия, Испания и Франция. Даже Германии понадобится финансовая помощь.
Главный вопрос здесь — каким образом деньги будут распределяться, будет ли это безвозмездная помощь или кредит. Страны с развитой экономикой — Нидерланды, Финляндия, Австрия — скептически относятся к выделению невозвратных средств и предпочитают займы. Само собой, это становится проблемой для Португалии, Греции и даже Италии, чьи долги уже превышают лимиты. В случае кредитования нас ждут крайне тяжелые времена. Безвозмездная помощь позволила бы экономике вернуться в прежнее русло в разы быстрее и снизить налоговую нагрузку на население. На восстановление европейской экономики планируют потратить 1,5 трлн евро через специально создаваемый фонд. Решение по этому вопросу ожидается 6 мая.
Сильнее всего из-за последствий пандемии пострадали владельцы малого бизнеса, поставщики услуг, частные подрядчики, деятели искусства, вся сфера туризма, а также самые уязвимые части населения — те, кто полагался на благотворительность, те, кому необходим уход. Нам не приходится переживать насчет системы здравоохранения, но вот если уровень безработицы превысит 15%, люди, может, и не будут умирать от вируса, но впадут в нищету. Те, кто выстоит, быстро приспособятся к новым возможностям, которые появляются после любого кризиса.
Новые стандарты гигиены
До появления вакцины нам всем придется держать в голове слова «социальная дистанция». И, поверьте, для стран вроде Португалии, Испании или Италии это сущий кошмар. Мы по своей природе народ эмоциональный, даже сделки завершаем рукопожатием, объятиями и поцелуями. Мы любим прикосновения, мы извиняемся, держа человека за руку, мы стираем слезы с лица людей, которых любим. Но самые значительные изменения ожидают нас в политической сфере. В такие времена всегда расцветает популизм и стирается грань между крайне левыми и крайне правыми. Новости и статьи о том, что роль государства в ситуации пандемии стала ключевой, заставляют некоторых людей задуматься о необходимости государственного контроля повсюду — и это крайне опасно. К примеру, Китай был исключительно эффективен в борьбе с вирусом — и, как мы все знаем, это не демократическая страна. Надеюсь, мы сможем справиться с кризисом без потери наших свобод. Мы должны это сделать!
Пандемия заставляет некоторых людей задуматься о необходимости государственного контроля повсюду — и это крайне опасно
Необходимо постепенно и осторожно возвращаться к «новой нормальной» жизни — с новыми стандартами гигиены, рабочего графика, удаленной работы, постоянного сохранения социальной дистанции. Необходимо защищать пожилых, не подвергая риску будущее наших детей. Заточение отрицательно влияет на психику людей, статистика домашнего насилия и разводов растет быстрее, чем смертность от вируса. Также нужно наблюдать за цифрами и пытаться превращать страх в надежду. Общемировое число смертей от COVID-19 — 200 тысяч человек. Средний возраст умерших — 81,5. В Португалии ожидаемая продолжительность жизни — 81,1. Разумеется, это очень спорный аргумент, но оставаться в полном локдауне до исчезновения вируса просто невозможно. Нужно подготовить инфраструктуру к худшему сценарию, но постепенно двигаться к «новому нормальному».
Жизнь после карантина
В Португалии есть три типа работников, которые находятся в трех разных зонах риска. Есть бюджетники — для них карантин не представляет угрозы, потому что государство сохранит им 100% зарплаты. Они ничем не рискуют и в большинстве своем выступают против отмены ограничений. Есть бюджетники, которые заняты в жизненно важных сферах — полиция, врачи, медсестры, — и они рискуют здоровьем каждый день, но их доход также стопроцентно обеспечивается государством. В основном они также против смягчения карантина. И есть работники, занятые в частном секторе, — их доход уже упал на 30% с начала пандемии, и они рискуют потерять еще больше. Выделенная им госпомощь не стала панацеей. Естественно, они вынуждены, соблюдая все меры предосторожности, возвращаться к работе, чтобы иметь возможность прокормить себя и свои семьи, чтобы вернуть уровень жизни, который был у них до марта 2020-го.
Невозможно сделать выбор между благом для экономики и здоровьем людей. В демократической модели с экономическим либерализмом одно не может существовать без другого. Давайте представим, что этот выбор все же необходимо сделать… Никто в здравом уме не предпочел бы экономику здоровью, так? Получается, до полного исчезновения вируса вводится жесткий карантин. Как долго правительство сможет поддерживать все население, не собирая при этом налоги? 1–2 месяца. Это главная причина, по которой страны постепенно ослабляют ограничительные меры. Чем дольше правительство оказывает поддержку, тем больше гражданам в будущем нужно будет заплатить налогов. Сделав выбор в пользу здоровья, мы выиграли достаточно времени для возвращения к «новой нормальной» жизни. Давайте смотреть правде в лицо: до того, как будет разработана вакцина, вирус неминуемо будет жить, он не исчезнет. А нам необходимо научиться жить с ним.
English version: “'Social distance'” for us is a nightmare“. How Portugal Exits the Covid-19 Quarantine
Перевод: Дарья Постнова