Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD93.29
  • EUR99.56
  • OIL87.77
Поддержите нас English
  • 3956
Общество

«Это экологическая мина, подложенная под Санкт-Петербург». Жители Ленинградской области протестуют против угольного порта, который строит член Тамбовской ОПГ

В интернете набирает силу петиция против строительства угольного порта в районе города Приморск Ленинградской области. Строительство глубоководного «Приморского универсально-перегрузочного комплекса» (УПК) было запланировано давно — проект был согласован Межведомственной комиссией по размещению производственных сил Ленинградской области в марте 2017 года. Кремлевские СМИ позиционируют этот порт как «наш ответ Прибалтике, которая заигралась в русофобию»: населению объясняют, что Латвия, Эстония и Литва «навязывают России весьма жесткие условия сотрудничества по транзиту». Приморский УПК, обещают провластные СМИ, после выхода на полную мощность сможет забрать как минимум треть от общего объема прибалтийского транзита.

Возможно, гораздо большую роль здесь играют экономические интересы конкретных лиц — в частности, криминального авторитета, члена Тамбовской ОПГ Ильи Трабера. 12 октября 2018 года он стал владельцем 26% акций ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс», писала «Фонтанка». «Это случилось благодаря уменьшению долей остальных участников компании, которых в бизнес-сообществе всегда называли участниками финансовой империи Трабера, поэтому создается впечатление, что произошло банальное перераспределение долей среди своих», — отмечали журналисты.

Подробнее о связях Тамбовской ОПГ и Трабера со спецслужбами и Владимиром Путиным читайте в материалах «4% Путина. Как близкие к Кремлю криминальные авторитеты отмывают нефтяные деньги в Монако» и «Верхний сказал, что подумает» — Владимир Путин оказался среди фигурантов испанского процесса по Тамбовской ОПГ.

Еще один совладелец компании Рамис Дебердеев оценивает инвестиции в проект в 70–80 млрд рублей, ежегодно терминал сможет принимать до 70 млн тонн угля, минеральных удобрений и других грузов. Авторы петиции отмечают, что для строительства порта вырубят 750 гектаров леса на побережье Финского залива (работы по вырубке уже начались, хотя проект еще не прошел все стадии согласования). Вырубка понадобится и для возведения железнодорожной ветки к новому порту. Реализация проекта также может привести к исчезновению краснокнижных птиц и животных, снижению количества рыбы в заливе Бьеркезунд, перегрузке железнодорожных сетей и выбросу вредных веществ.

The Insider поговорил с автором петиции и администратором группы «Против угольного порта в Приморске» Линой Епифанцевой, которая рассказала о том, почему регион, в котором строят порт, превратится в промышленное гетто и как население борется за оставшиеся зеленые зоны.

Моя семья живет в поселке Балтийское с 1999 года, дом моих родителей находится в 1,5 км от будущего порта. Зачем такую махину строить в непосредственной близости от густозаселенных населенных пунктов? Ясно, что это делается, чтобы воспользоваться уже существующей инфраструктурой (дороги, железнодорожные ветки) и сократить расходы на строительство. Но нам-то куда деваться? В поселке 260 домов, нам оставили узкую полоску леса, срубив при этом санитарно-защитную зону нефтеналивного терминала, которая хоть как-то защищала нас от тяжелых запахов нефтепродуктов. Если вы откроете проектную документацию Приморского УПК, то увидите, что там нет ни одного альтернативного варианта размещения будущего порта. Если стране так нужен столь масштабный порт, найдите незаселенное место, постройте железнодорожную ветку, дороги, инфраструктуру. Разве не так происходит прогресс? Предприятия образуют города, а не наоборот — города и поселки превращают в промышленное гетто, фактически вынуждая жителей бросать свои дома и уезжать.

Но дело не только в этом: согласно плану развития данных территорий, находящихся в открытых источниках, абсолютно вся территория вокруг огромной Ермиловской бухты Финского залива должна быть превращена в ближайшее десятилетие в сплошную зону промышленной застройки. Уже сейчас закрыта территория вокруг Высокинского озера, расположенного прямо напротив поселка Балтийское, ведется активная вырубка огромных массивов леса. Получается, что поселкам Балтийское и Ермилово для жизни отводится пара улиц, при этом за спиной у нас будут огромные порты, прямо через поселки будут громыхать поезда, а перед нашими глазами за водами Ермиловской бухты (если она еще будет существовать) будет конгломерат складов, портовых построек, заводов. Если это не создание нового промышленного гетто, то что это такое? Недаром на всех этих картах развития берега Ермиловской бухты залиты то черным, то серым цветом — иначе как черным делом то, что здесь сегодня происходит, назвать нельзя.

Фактически Ленинградская область и Санкт-Петербург потеряют последние оставшиеся зоны для отдыха, куда можно приехать с палаткой, половить рыбу, покупаться в заливе. Очень популярная у туристов Желтая бухта и красивейшее озеро Высокинское в скором времени пойдут сначала под топор, а потом под промышленную застройку. Почему вместо развития туризма, курортов, фермерства нужно губить красивейшее побережье Финского залива? Есть другие пути развития, кроме того, чтобы застроить все побережье угольными терминалами.

О какой экологии тут может быть речь, когда планируемый грузооборот Приморского УПК ожидается в 70 млн тонн, из них 25 млн тонн — уголь? Крошечный Высоцк задыхается от угольной пыли, а у них переваливают всего 1 млн тонн. В каждом городе в России, где происходит перевалка угля, остро стоит проблема угольной пыли. Посмотрите, сколько петиций уже создано, людям просто некуда деваться. Да даже если не будет угля, уровень шума от железнодорожных станций, перезагрузки судов, шум во время строительства и работ по дноуглублению, вредные выбросы и постоянные сильные химические запахи просто вынудят местных жителей уехать. У нас уже есть под боком крупнейший в Ленинградской области нефтеналивной терминал. Каждое утро, когда ветер дует с порта, идет сильный запах сероводорода, постоянно происходят разливы нефти. Всего в четырех километрах от будущего порта находится заказник «Березовые острова». Это дом для перелетных птиц, исчезающих балтийских кольчатых нерп и десятка краснокнижных растений. Что будет с ними, когда уголь покроет акваторию Финского залива, а количество рыбы значительно уменьшится из-за дноуглубительных работ? Экологии и так уже досталось от нефти.

300 гектаров леса рядом с поселками Ермилово и Балтийское уже вырубили. Начали рубить еще в апреле по договорам аренды на заготовку леса, вырубили все подчистую, а потом начали вынимать грунт. Это грубое нарушение. Сейчас рубят лес вдоль Приморского шоссе и Карасевки, мы пишем жалобы в Комитет по природным ресурсам.

Вырубка леса у поселка Ермилово. Фото: Лина Епифанцева

Мы намерены дать нашей проблеме самую широкую огласку и добиться сильного общественного резонанса, привлечь на нашу сторону экологические организации и общественные движения. У нас много сторонников, и мы не позволим превратить нашу землю в промзону. Жителей Приморска уже один раз обманули, обещав золотые горы при строительстве Нефтеналивного терминала. Ничего из обещанного не было выполнено. Город в ужасающем состоянии: по пять месяцев нет горячей воды, а когда есть, это коричневый обрат из систем отопления. Газ так и не провели, скорую помощь ждут по пять часов, машина одна, а больных везти нужно практически в Петербург.

Приморский УПК — проект исключительно коммерческий, он не принесет нашему городу ничего, кроме резкого ухудшения качества жизни и вреда здоровью жителей. Рабочие места, которые обещают городу, займут вахтовики и жители ближнего зарубежья. Это создаст криминогенную обстановку, которая и без того напряженная: полиции в городе нет, два раза уже взрывали банкомат Сбербанка.

Конституция нашей страны гарантирует право на благоприятную окружающую среду. Строительство Приморского УПК и дальнейшая промышленная застройка этой местности грубо попирают наши базовые конституционные права. Наши жизни и здоровье подвергаются угрозе, наша собственность обесценилась. И это происходит в стране, постоянно и последовательно провозглашающей себя правовым государством.

Нам всем необходимо помнить, что промышленная застройка побережья Финского залива в Ленинградской области — это экологическая мина, подложенная непосредственно под Санкт-Петербург. У нас осталось не так много чистых пляжей, красивых озер и свежего воздуха, чтобы лишать наших потомков всего этого ради сомнительной прибыли.

Общественные слушания по вопросу строительства порта состоятся в поселке Ермилово 24 июля.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari