Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.43
  • EUR109.01
  • OIL74.35
Поддержите нас English
  • 2840
Общество

С закрытыми глазами довезу. Как нас убивают заснувшие таксисты

4 июля водитель такси в Сочи сбил шесть человек на тротуаре: один из них погиб на месте, двое в тяжелом состоянии оказались в реанимации. Таксист признался, что не спал перед этим двое суток. 16 июня в Москве на улице Ильинка таксист без видимых причин въехал в толпу футбольных болельщиков на тротуаре: только из-за низкой скорости автомобиля никто не погиб. Водитель признался, что работал уже 20 часов подряд, а до этого спал всего 2–3 часа. Подобные инциденты в России происходят регулярно — и зачастую со смертельным исходом, просто далеко не каждый раз они попадают в прессу. The Insider пообщался с московскими водителями такси, чтобы понять, что заставляет таксистов работать без сна и к чему это приводит.

Водитель №1. «Яндекс.Такси».

Тот водитель, что въехал в людей на Ильинке, тоже киргиз, как и я. Он молодой совсем, а я в его возрасте мог и трое суток не спать, и даже больше иногда. Сейчас как операцию сделал, уже так долго не могу, но все же два дня подряд без сна для меня — абсолютно нормально. Многие другие таксисты поражаются: как ты до сих пор на работе, уже третью смену подряд? А я спокойно. Всякое бывает, конечно. Ехал когда домой, тоже два дня не спал подряд, а там дорога горная пошла, начало меня выключать, ух, страшно было: там на полсекунды отвлечешься — и все, конец. В Москве тоже бывает, на МКАДе особенно многие засыпать начинают, там дорога монотонная. Кто-то, бывает, семечки начинает лузгать, кто-то четки перебирает, чтобы руки были заняты. А меня это наоборот убаюкивает. Бывали случаи: чувствую, что больше не могу уже, делаю вид, что что-то с колесом не так, выхожу, проверяю, просто чтобы проснуться чуть-чуть. Или начинаю специально разговаривать. Такое много раз было, что еду и чувствую, что на несколько секунд отрубился. Это, конечно, очень опасно, спору нет.

Вообще «Яндекс.Такси» запрещает больше 12 часов подряд быть за рулем, система не позволяет брать заказ. Но это не проблема вообще, просто счетчик выключаешь или переключаешься на другой сервис. Сейчас такое время, иностранцы приехали, никто вообще не понимает, что сколько стоит. У меня уже у многих знакомых таксистов иностранцы платили по счетчику, но в евро! До тысячи евро можно заработать, особенно если из аэропорта брать! Я все надеялся найти таких, но мне никак не попадаются, эх...

Таксист №2. Gett Taxi

2 тыс. руб. в день надо отдавать за аренду машины, вместе с комиссией получается 4 тыс. Чтобы заработать, таксисты, берущие машину в аренду, работают по 20 часов. У меня машина своя, я 2,5–3 тыс. заработаю и еду домой, отдыхать. Сколько прошло времени — два часа, пять часов — не смотрю на время. Но те, у кого машина в аренде, работают дольше. Я работаю параллельно в Gett, «Яндексе» и в «Ситимобил». Ни у кого нет контроля безопасности. Никто водителя за переработки увольнять не будет. Может, заблокируют на три дня. Если рейтинг упал ниже 80 или 90, они блокируют на два дня. Я даже на это не смотрю — меня часто блокируют из-за того, что я не выполняю заказы.

Таксист №3. Gett Taxi

Аренда машины стоит 2–2,5 тысячи в сутки, еще бензин добавляется. Грубо говоря, 3 тыс. надо отдать. Когда арендуешь машину, получается, что работаешь на таксопарк и на комиссию. Пробовал брать белую машину в Uber, но там у них график с шести утра до десяти вечера, если план выполнишь. Если не выполнишь, дальше катайся. Умереть можно. Они тебе дают машину, оплачивают бензин, а ты у них на зарплате.

Чтобы устроиться водителем, надо приехать в компанию и пройти тестирование. Вот мы с другом приехали в «Яндекс», все документы есть. Пошел, сел к компьютеру, меня подключили. Тут же приходит человек, который не говорит по-русски. Они ему говорят: прочитай, что на стенде написано. Он смотрит, не понимает, ему говорят: до свидания. Наверное, таких водителей нелегально подключают. Очень много таксопарков, машин, а ездить некому. Сажают кого попало.

Таксист №4. Uber/Яндекс

Я верю, что некоторые водители по 20 часов не спят, потому что кто на арендованных машинах работает, им надо отдать деньги за машину и заработать хоть что-то себе. А «Яндекс» же опустил цены в 1,5 раза и забирает 30% с водителей. То есть они так ездят много не из-за того, что им хочется много денег заработать, а из-за того, что им хочется хоть что-то заработать.

Вообще, по правилам, 12 часов разрешено за рулем находиться, но человек просто не отработает за это количество часов и аренду, и бензин, и все остальное. Я вот на своей машине по ночам езжу только. Я , правда, не работаю по 20 часов, я свои 10–12 часов отрабатываю. Уже втянулся, мне не в напряг, даже до обеда себя уже нормально чувствую.

У нас нет никакого договора с «Яндексом», это же приложение, там все продумано у них, они просто предоставляют информацию. Договор может быть в таксопарках, у тех, кто на желтых такси ездит, я не знаю. А у нас нет ничего. Они просто дают машину, говорят: на, две тыщи пришлешь. А что ты там будешь делать — можешь ездить, можешь не ездить. Им главное — аренда. Им какая разница, сколько ты отъездил, как ты ездил, где ты брал деньги.

«Они выходили из такси, потому что говорят: ну, человек реально засыпает, едет в отбойник и объясняет это тем, что не спал два дня»

Ночью на самом деле столько аварий — и на МКАДе, и везде. Я людей даже со СКАДа забирал: они выходили, потому что говорят: ну, человек реально засыпает, едет в отбойник и объясняет это тем, что не спал два дня. Но это тоже бред: даже если ты в машине засыпаешь, ну остановись, поспи. В дороге, в принципе, двух-трех часов хватает уже. Неудобно, конечно, в машине спать, но что делать, ты же людей возишь. Пойди на заправке умойся, кофе попей — бодрячком будешь все равно.

У меня бывает такое, что рубит, но я сразу в таких случаях выключаюсь и один домой еду. Потому что ты прежде всего ответственность за людские жизни несешь.

Таксист №5. Uber/Яндекс

У меня своя машина: как захочу, так и выйду, не захочу — выключу и поеду домой. Этот киргиз, который в людей врезался, сказал, что 20 часов типа работает, уснул. Но никто от него не требовал столько работать. «Яндекс» спустя 12 часов вообще автоматически выключает водителя, говорит: иди отдохни, в правилах «Яндекса» так. Вот лично я сейчас работаю 12 часов, он мне скажет: вы слишком много работали, идите отдохните.

А он, может быть, целый день халтурил, с кем-то гулял, допустим, и днем включил еще 12 часов работы. И тут не угадаешь — «Яндекс» потом скажет, что водитель только 12 часов работал. А на самом деле, может, он ночью куда-то в Тулу или в Рязань поехал, а обратно приехал — включил.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari