Президенты Польши, Литвы, Латвии и Эстонии призвали Лукашенко отказаться от насилия в отношении граждан собственной страны и принять их посредничество для мирного выхода из кризиса. Как отметил в разговоре с The Insider директор института «Политическая сфера» Андрей Казакевич, белорусские власти не ожидали, что сотрудники госпредприятий подключатся к протесту.
Самые важные события были сейчас в Жодино на «БелАЗе». Там началась забастовка, но ситуация там непонятная. Мы получаем противоречивую информацию в течение дня. Для властей это очень тревожно, потому что в протестные движения включается их традиционная опора — рабочие государственных предприятий, которые очень долго получали различного рода субсидии для своего развития. Власти по умолчанию считали, что это одна из их основ, и получается, что протестные настроения пошли так глубоко, что затрагивают даже людей, которые работают на крупных промышленных предприятиях в Беларуси.
Я бы сказал, что то, что происходило сегодня, будет иметь развитие как общенациональная забастовка. Будем смотреть.
Завтра запланировано совещание министров иностранных дел Евросоюза. Но думаю, что пока не время принимать санкции, так как ситуация меняется практически каждый день. ЕС уже и посреднические функции предлагал, и помощь пострадавшим. Возможно, что какие-то другие будут инициативы — возможно, будет достигнута договоренность о том, каким образом будут координироваться действия Европейского Союза в отношении Беларуси.
Понятно, что у ЕС есть разные интересы — есть более заинтересованные страны, такие, как Польша, Литва, Латвия и Германия, а есть и мало заинтересованные, такие, как Франция, Испания и так далее. Нужно будет обсуждать то, каким образом и в каком формате будет осуществляться координация ЕС по белорусскому вопросу в будущем, потому что кризис только-только развивается.
Что касается жестокости, с которой действуют силовики, это было прогнозируемо, потому что власти Беларуси и силовики очень тщательно анализировали события в Украине, Киргизстане, Грузии. Они пришли к выводу, что из-за нерешительности властей в этих странах не удалось подавить протесты. Поначалу власти в Украине разрешали собираться, потом разгоняли собравшихся, потом опять разрешали. В общем, вели себя очень непоследовательно. Белорусские власти решили, что надо жестко это все подавлять, не давать возможности контролировать территории, как на Майдане. Даже если нужно чрезмерное применение насилия, то оно применяется превентивно. Было много превентивных задержаний — например, если люди ехали на акцию или носили какую-то символику. Много людей задерживали до выборов из штабов и по уголовным делам. Они хотят такими решительными действиями на корню прекратить любую протестную активность, но оказалось, что в текущем кризисе легитимности и доверия Лукашенко оказалось недостаточно.
Я думаю, что активность протестующих должна оставаться на том уровне, на каком есть. У властей есть возможность подавить серьезные выступления. В любом случае ситуация пока не имеет четкого решения. Протестная активность и конфликт между обществом и властью будет продолжаться в любом случае, даже если это протестная волна будет каким-то образом подавлена.