Следственный отдел по Орджоникидзевскому району Екатеринбурга СУ СКР по Свердловской области возбудил уголовное дело по статье 285 УК РФ о злоупотреблениях должностными полномочиями работниками опеки и попечительства при передаче детей-сирот в приемные семьи. Об этом говорится в сообщении следственного комитета.
Следователи допрашивают сотрудников территориального органа опеки и отделения № 1 ГКУЗС «Специализированный дом ребёнка».
Также направлены поручения по установлению и допросу граждан, которые могли пострадать от действий вышеуказанных должностных лиц. Выясняется, поступали ли раньше жалобы граждан по подобным фактам. Изучается должностная документация о работе этого дома ребёнка.
Ранее The Insider опубликовал истории двух приемных семей. Одна из семей рассказала, как глава опеки Орджоникидзевского района Наталья Болотова и юрисконсульт отделения №1 ГКУЗС «Специализированный дом ребенка» Елена Колясникова предлагали ей заплатить за усыновление ребенка 80 тысяч рублей. «Елена рассказала жизненную историю ребенка, даже прислала фотографию его мамы. В результате мы спросили, что надо сделать: приехать, что-то подписать? Она сказала: я поговорю с начальником опеки. Спустя несколько дней позвонила и сказала, что глава опеки на вопрос об этом малыше как бы в шутку озвучила цифру — 80», - сообщила The Insider героиня расследования.
«Елена постоянно давила на нас и запугивала, — говорят родители. — Она жаловалась, что у нее 600 человек в очереди на усыновление, все хотят здоровых детей, славян, убеждала нас, что надо рассчитывать на свои силы, брать здоровеньких детей. Вот вам здоровенькие — за 80 тысяч. Постоянно подчеркивала: в нашем мальчике нет ни капли черной крови! Ребенка можно забрать в тот же день, это вообще фантастика, все включено — за 80 тысяч руб.».
По сообщению собеседников The Insider, Болотова и Колясникова присылают будущим приемным родителям фотографии детей и их матерей, чтобы те могли выбрать ребенка, который им подходит. Многие из детей — социальные сироты, их фотографий нет в базе на усыновление: они просто не успевают туда попасть, потому что их родители не лишены прав опекунов.
Вторая семья сообщила The Insider о том, как органы опеки скрывают от потенциальных усыновителей детей с инвалидностью. Героиня статьи Лера рассказала, что детей не отдают в семьи, чтобы получить доступ к их счетам. «Эти дети в 18 лет получают жилье, у них полные денег книжки. Вы только себе представьте, сколько накапливается денег! Могу судить по Карине: я забрала ее в три года, и у нее на счету было и есть 385 тысяч руб. Соответственно, к четырем годам это полмиллиона, представьте теперь, сколько к 18 годам? Эти деньги кем-то обналичиваются. Если ребенок — уже „овощ“, к совершеннолетию его отправляют в дом престарелых, где он доживает. Получается, у него есть квартира, деньги... А у Колясниковой таких книжек — целая пачка», — сообщила она The Insider.
Информацию о том, что органы опеки обналичивают деньги сирот, подтвердил The Insider бывший сотрудник опеки Екатеринбурга Дмитрий (имя изменено). По его словам, сотрудники опеки участвовали в незаконном снятии денег со сберегательных счетов детей, договаривались с матерями или подделывали согласие на управление деньгами ребенка со стороны отца, который если и существовал, то ничего не знал об этих махинациях. «С квартирами та же история: их продавали по документам „отца“ или „матери“, и никому обманутые дети не интересны, ведь никто не проверяет эти сделки», — рассказал Дмитрий.
Сами сотрудники опеки в беседе с The Insider отвергли все обвинения. The Insider также отправил запрос в Министерство социальной политики Свердловской области, но на момент публикации ответ не был получен.