На заседании 26 октября Совет безопасности России поручил Минкомсвязи совместно с ФСБ до 1 июня 2018 года разработать меры по идентификации пользователей онлайн-игр и соцсетей по номеру мобильного телефона и передаче этих данных правоохранительным органам по запросу. Об этом сообщает РБК со ссылкой на протокол заседания Совбеза, подписанный 5 ноября президентом России Владимиром Путиным.
По закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» «организаторы распространения информации» (ОРИ), то есть интернет-ресурсы, через которые пользователи должны обмениваться сообщениями, должны только предоставлять по требованию ФСБ ключи шифрования от переписки пользователей. Идентифицировать их они пока не обязаны. Однако с 1 января 2018 года мессенджеры должны будут заключать договоры с сотовыми операторами и запрашивать у пользователей номера мобильных телефонов, чтобы затем идентифицировать их через базу данных оператора.
Пока не ясно, как именно это будет происходить. Главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян рассказал РБК, что детали должны быть описаны в подзаконных актах, которые еще не приняты. «Соцсети в принципе и сейчас запрашивают у пользователей номер мобильного телефона для подтверждения аккаунта. Судя по всему, миф о террористах, общающихся в массовых многопользовательских онлайн-играх, все еще актуален», — отметил Казарян.
Представители органов власти, в частности Роскомнадзор, действительно несколько раз выражали опасения, что игры могут использоваться террористами для коммуникации, напоминает РБК. «В Париже террористы организовывали свои коммуникации не только посредством шифрованных мессенджеров, но и, насколько я знаю, через PlayStation 4, где невозможно определить, относятся ли призывы стрелять и убивать к событиям виртуальной игры или реальной террористической атаки», — заявлял в феврале 2016 года глава ведомства Александр Жаров.
В списке Роскомнадзор сейчас несколько десятков сервисов обмена сообщениями. Среди них мессенджеры Telegram и WeChat, социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники», сайты знакомств Badoo и Mamba и др.
По данным игрового проекта StreamPub, в прошлом году в России насчитывалось 47 млн пользователей онлайн-игр.