Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD103.27
  • EUR108.56
  • OIL73.59
Поддержите нас English
  • 184
Новости

Иранист Николай Кожанов: Россия попытается влиять на формирование будущей Сирии, но для этого ей нужны союзники

22 ноября в Сочи прошли переговоры президентов России, Ирана и Турции, посвященные будущему Сирии. Аналитик Института Ближнего Востока Николай Кожанов рассказал The Insider об итогах встречи и перспективах трехстороннего сотрудничества. 

Трехсторонние переговоры обозначили целый ряд моментов. В первую очередь, действительно эта встреча была призвана показать, что в сирийской войне наступил один из поворотных моментов, а именно: активная фаза боевых действий с большой вероятностью подошла к концу. Особую важность приобретает именно политический процесс, и здесь встает вопрос, кто будет возглавлять этот политический процесс и к созданию какой Сирии он приведет. В этой связи возникает и второй аспект: организовав эту встречу, Россия заявила о своем желании оказывать влияние на начинающееся формирование будущей Сирии.

Третий аспект прагматичный и технический. Россия на данный момент готовится к проведению встреч в рамках Женевского переговорного процесса. Однако вполне понятно, что для того, чтобы иметь вес в Женеве, Москве необходимо, в первую очередь, усилить позиции как своих сторонников, так и официального Дамаска. А для этого необходимо подготовить почву и вне самой Сирии: закончить процесс создания зон деэскалации, сформировать свои (или, по крайней мере, полуофициальные и пророссийские) группы, которые будут представлять сирийский режим непосредственно на переговорах в Женеве, а также увеличить свое влияние на позиции сторон.

Я не хотел бы ограничивать внимание работой только трехсторонней встречи. Не случайно за день до этого Москву посетил и Башар Асад. Я думаю, разговор велся не только о том, что Россия выполнила свои военные обязательства, но, наверное, со стороны Москвы была попытка уточнить, насколько Асад готов и дальше следовать тем планам и идеям, которые имеются у российского руководства.

В октябре в Москву приезжал король Салман. И Сирия была одним из вопросов, которые обсуждались Москвой и Эр-Риядом. И здесь Эр-Рияду был дан зеленый свет на формирование своей группы. Поэтому контакты ведутся именно с региональными игроками, и ведутся по достаточно широкому спектру. Здесь можно вспомнить и о телефонном разговоре с правителем Катара, который произошел у Путина. Эти шаги оправданы. Я думаю, что с позиции России именно работа в региональном формате на данный момент является оптимальной.

Диалог с Соединенными Штатами приобретет значение на завершающем этапе подготовки к Женеве. Но на данный момент без серьезного усиления влияния США на ситуацию непосредственно в Сирии, создания эффективных групп, говорить о потребности такого разговора не приходится.

Я бы не призывал связывать с прошедшими переговорами доклад МАГАТЭ о соблюдении Ираном ядерных соглашений, потому что тогда можно стать сторонником конспирологических теорий заговора. Я могу еще одно совпадение напомнить: встреча группы эр-риядской оппозиции произошла примерно в то же время, что и встреча трех сторон в Москве. Опять же, это совпадение. Но совпадение, наверное, в чем-то закономерное, потому что процесс идет. Конечно, тот факт, что Иран активно вовлечен в переговоры по Сирии, важен. Но ядерное досье от этого никак не зависит. Скорее, своей вовлеченностью в сирийский процесс Тегеран может продемонстрировать международному сообществу, что он готов к диалогу и потенциально способен играть позитивную роль.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari