Пилот самолета Boeing 737–800 компании flydubai, разбившегося 19 марта 2016 года в Ростове-на-Дону, мог потерять ориентировку в пространстве из-за современной системы индикации параметров на стекле. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на источник, близкий к расследованию катастрофы.
По словам собеседника издания, дубайский борт был оборудован системой Head Up Display (HUD) - суперсовременной системой индикации параметров на стекле перед глазами летчика. Эксперты предположили, что смена индикации на расположенном перед его глазами HUD могла стать дополнительным фактором, провоцировавшим потерю ориентировки командиром.
Как поясняют участники исследования, в зависимости от условий полета пилот меняет режим работы HUD на более удобный. Это делается скользящим движением пальцев по стеклу.
Участники расследования полагают, что изображения, которые видел перед глазами летчик, синхронизированные с произнесенными им словами и совершенными управляющими действиями, могли бы дать наиболее полную картину того, что происходило в кабине в последние секунды полета. Однако режимы индикации на HUD, в отличие от речи и параметров полета, ни один из самописцев Boeing не записал.
В связи с этим экспертам Межгосударственного авиакомитета (МАК) пришлось обратиться к производителю дисплеев - американской фирме Rockwell Collins, Inc. Производитель пообещал восстановить последовательность смены изображений на дисплее Boeing 737–800 и предоставить результаты МАК.
Отмечается, что подобных исследований в Rockwell Collins никогда не делали, поскольку ни один самолет в мире, оснащенный HUD, еще не разбивался.
В 2016 году МАК установил, что управлявший Boeing пилот, пытаясь увести самолет на круг после неудавшейся из-за сложной погодной обстановки посадки, потерял ориентировку в пространстве и направил самолет вниз, вместо того чтобы набирать высоту. Эксперты предположили, что командир корабля оказался во власти соматогравитационных иллюзий и проигнорировал показания приборов.
Дисплей HUD штатно устанавливается только на самых последних Boeing 787 Dreamliner. Однако flydubai заказала установку этой опции для своих самолетов более ранних версий, уже находящихся в эксплуатации, в том числе и на Boeing 737–800, разбившийся в Ростове-на-Дону.