Сегодня Петр Порошенко заявил, что украинская летчица Надежда Савченко будет вскоре освобождена. Новые минские соглашения подразумевают взаимное освобождение пленных, но формально Надежда Савченко к ним не относится, она обвиняется по уголовному делу. Глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков уже поспешил заявить, что в России, мол, нет «автоматического механизма освобождения человека, обвиняемого в соучастии в убийстве». Значит ли это, что с ее освобождением могут возникнуть проблемы?
Илья Новиков, адвокат Савченко, сохраняет оптимизм: «Никого за пределами России не волнует формальная сторона, и никто за пределами России не будет вникать во все эти формулировки: считается ли Савченко законно задержанным лицом или незаконно задержанным… Риторика, которую используют наши дипломаты и Следственный комитет, никому не интересна».
Более того, по словам Новикова, без освобождения Савченко обмен пленными может вообще не состояться:
«У меня есть информация, исходящая от Украинской стороны, что украинцы будут настаивать на том, чтобы независимо от этих внутренних трактовок, Савченко в ближайшие дни была освобождена. Это будет рассматриваться там как ключевое условие в договоренностях по обмену заложниками. У меня нет оснований этой информации не доверять, поэтому я думаю, что требование это будет, безусловно, включено в исполнение договоренностей, а как там это объяснят наши собственные лица, отвечающие за эти вопросы, если честно, меня не интересует».
При этом, в отличие от Пушкова, Новиков уверен, что Савченко должна быть освобождена не только по политическим, но и по правовым причинам:
«Официальная точка зрения тех же европейцев по поводу Савченко делится на две: политическую (это Меркель и Олланд) и правовую. Когда Меркель говорит, что крайне желательно, чтобы Россия освободила Савченко – это политическая точка зрения. Правовая же заключается в том, что Савченко – делегат ПАСЕ, и Европа считает, что у нее есть европейский парламентский иммунитет и что Савченко – незаконно удерживаемое лицо, а если Россия считает иначе, то, с точки зрения Европы, это проблемы России. На мой взгляд здесь крайне нежелательно, чтобы Россия начала валять дурака и рассуждать о том, что есть решение Басманного суда».
«Мы будем продолжать работать так, как если бы Минских договоренностей не было. Завтра подаем жалобу на продолжение ареста, который состоялся во вторник», — подчеркнул Новиков.