
Мещанский районный суд Москвы приговорил стендап-комика Артемия Останина к 5 годам 9 месяцам лишения свободы за две публичные шутки, произнесенные во время выступления на стендап-шоу. Останина признали виновным по двум статьям — о возбуждении ненависти и оскорблении чувств верующих. Об этом сообщает The Insider.
На вопрос, понятен ли ему приговор, Останин ответил судье:
«Земля вашей судебной практике! Нет, приговор мне непонятен — я невиновен!»
На что судья заметила:
«Значит, приговор вам понятен».
Решение вынесла судья Олеся Менделеева — известная и другими репрессивными приговорами. Среди них — 7 лет Алексею Горинову за «фейки об армии».
Силовики задержали Останина при попытке уехать из России, в марте прошлого года. Поводом для дела стала шутка про безногого человека в метро, которого стендапер назвал «скейтером без ног». На комика написали донос активисты организации «Зов народа» и серийный доносчик Виталий Бородин. Они предположили, что Останин пошутил о военном, который потерял обе ноги в ходе полномасштабной войны России в Украине, хотя выступавший в своей сценке этого не уточнял, сказав лишь о том, что мужчина лишился нижних конечностей, подорвавшись на мине.
После задержания в Беларуси силовики пытали Артемия и среди прочего сломали ему позвоночник. Фото жестоких побоев, в результате которых у него были также серьезно повреждены легкие, тогда опубликовала даже член СПЧ Ева Меркачёва.
Позже обвинение было дополнено еще одной шуткой, которая, по мнению следствия, оскорбила чувства верующих. В ней Останин рассуждал о смысле одного из самых известных библейских сюжетов — «Молении о Чаше» Иисуса Христа:
«Я обратился к Иисусу и тот мне ответил. Прикиньте, мы сели, чего-то выпили.
Он говорит:
— Артём, ты в мире людей живешь. Какая информация? Ты тоже придумал, *нецензурное слово*, конечно. Я вот информацию людям принес, и знаешь, что они сделали?
— Ну, распяли тебя.
— Да, распяли. А знаешь, что было до моего распятия?
— Моление о чаше?
Он такой:
— Да, *нецензурно*, моление о чаше. Потому что сушит жестко после тусовки».
В своем последнем слове Артемий Останин сказал:
«Вторым жестоким наказанием была утрата веры в людей. Мне обещали выдать документы, подтверждающие перелом позвоночника, но суд это не учел и отправил меня в тюрьму. Третьим наказанием была смерть моей бабушки. Сначала к ней домой вломились какие-то мордовороты, потом она увидела новости о том, что со мной сделали. Мне не позволили даже положить цветы на ее могилу. <…> Вот таким образом я был множество раз наказан за преступление, которого я не совершал. Я не преступник, я стендап-комик. Я желаю, чтобы никто не оказывался в ситуации, в которой оказался я. Всем добра!»