
Учения по подготовке к возможным отключениям света, тепла и воды в результате обстрелов, прошедшие в Белгородской области уже после масштабного блэкаута, выявили неспособность городских служб справляться с возникшими трудностями своевременно. Об этом объявил заместитель губернатора Белгородской области Евгений Воробьёв на заседании регионального правительства 19 января.
15–16 января в Белгороде провели учения по подключению резервных источников электроэнергии для работников ЖКХ. При этом выяснилось, что в установленное время (3 часа) электрики не успевают подключить к резервным генераторам многоквартирные жилые дома — например, из-за отсутствия топлива и «по другим причинам», которые Воробьёв попросил не оглашать публично. Также обнаружилось, что из 10 машин для подвоза питьевой воды вовремя прибыть смогла только одна — хотя перед проверкой представители Белоблводоканала утверждали, что тренировки им не нужны, поскольку это их обычная работа. В ответ на это губернатор Гладков потребовал чаще проводить учения и еще сократить нормативные сроки подключения резервных генераторов и подачи воды в случае отключений.
Всего, по словам Воробьёва, в Белгородской области с 9 по 18 января правительство и МЧС провели в различных муниципалитетах 95 учений. В ходе этих учений отрабатывалось подключение особенно важных объектов к резервным источникам питания, организация пунктов обогрева, подвоз воды, помощь гражданам, застрявшим в остановившихся лифтах, поддержание правопорядка и информирование граждан об актуальных рисках и мерах помощи.
5 декабря губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков в своем Telegram-канале объявил, что с октября в регионе прошли больше 120 аналогичных учений, а всего с начала войны — больше 12 тысяч различных учений по гражданской обороне и ликвидации последствий разных чрезвычайных ситуаций.
Перебои продолжались еще неделю после обстрела
Тем не менее, когда 9 января в результате масштабного удара по энергетическим объектам в области осталось без света более полумиллиона человек, система явно оказалась к этому не готова.
Как рассказала The Insider одна из местных жительниц, перебои со светом продолжались еще почти неделю после удара:
«Перебои со светом еще есть, но их стараются устранить как можно быстрее. Многое зависит от района: где-то уже восстановили, а где-то нет. Условно я бы поделила город на 3 части: в первой уже восстановили, и там ситуация более-менее, вторая — не восстановили и света всё так же нету, а третья часть сидит на генераторах, шум которых уже изрядно поднадоел. Но, с другой стороны, можно пойти в магазин и зарядить телефон. С водой тоже перебои, но нам повезло — у нас появилась, хотя в первые дни блэкаута ходили покупали. Напор плохой, но и на том спасибо.
Насколько мне известно, в других районах тоже стараются восстановить подачу воды, потому что люди жалуются. Регулярно выкладывают графики, когда будут отключать воду. С теплом та же ситуация. Когда пытались дать отопление, случилось много прорывов. У нас его так и нет — дома не то чтобы невыносимо холодно, но прохладно, особенно ночью.
Власти каждый день говорят о какой-то помощи, только по факту ее нет. В конце каждого заявления есть то самое “но”. Вот они заявляли, что будет подвоз генераторов, но к нам в район ничего не привезли».
Сейчас, насколько можно судить из сообщений СМИ и официальных лиц, электро-, тепло- и водоснабжение в регионе в целом работает, однако отдельные последствия ощущаются: например, 18 января мэр Белгорода Валентин Демидов объявил, что в домах по нескольким улицам города были отключены лифты из-за скачков напряжения после обстрелов. Местное издание «Пепел» сообщает, что из-за нестабильного напряжения у жителей Грайворона не работают электроприборы, а в Белгороде из-за слабого напора воды не работают водонагревательные котлы.
Один из крупных белгородских Telegram-каналов «Белгород № 1» опубликовал список 24 пунктов обогрева, которые планируется развернуть в городе в случае перебоев с теплом и светом. В комментариях многие жители выразили недовольство тем, что такие пункты находятся от их домов слишком далеко и могут не вместить всех желающих. Представители администрации города на это отвечали, что стационарные пункты можно открыть только в тех зданиях, где есть генераторы и автономные котельные:
Первый заместитель мэра Белгорода Максим Балахонов в ответ на недоумение местной жительницы о слишком малом количестве пунктов обогрева пообещал, что кроме стационарных пунктов (внутри зданий) и больших палаток, в случае необходимости передвижные пункты обогрева будут оборудованы в автобусах, которые начнут курсировать по районам.
О недостатке генераторов известно уже несколько месяцев
В ночь с 8 на 9 января в результате украинского обстрела были повреждены несколько десятков подстанций и две ТЭЦ. 550 тысяч человек в шести муниципалитетах остались без электричества, примерно столько же — без отопления. Почти 200 тысяч жителей лишились водоснабжения и водоотведения. Губернатор Гладков после этого назвал ситуацию с энергоснабжением «критической», а чиновники ходили по домам и уговаривали жителей приобретать генераторы. Несмотря на обещание восстановить подачу электричества и воды к вечеру 9 января ремонтные работы затянулись значительно дольше.
Еще в ноябре прошлого года заместитель губернатора Белгородской области Сергей Довгалюк отчитывался о нехватке резервных генераторов в десятках тысяч частных домов, где живут в том числе пожилые люди, инвалиды и многодетные семьи. В октябре губернатор Гладков требовал составить адресные списки таких домохозяйств для их вывоза в пункты временного размещения (ПВР) в случае перебоев с электричеством.
Как рассказала The Insider жительница Белгорода, людям, жаловавшимся на слишком долгое отключение воды, тепла и света после обстрелов, власти рекомендовали обратиться в службу оперативной помощи гражданам по телефону 122. Там обратившимся предлагали организовать выезд в ПВР, находящиеся по разным адресам в самом городе, однако и там, по словам собеседницы The Insider, коммуникации не работали — таким образом, уезжать туда из дома просто не имело смысла.