
Шведская прокуратура решила не начинать предварительное расследование по подозрению в нарушении санкционного режима в отношении российского контейнеровоза Adler (IMO: 9179854). Об этом сообщает SVT со ссылкой на пресс-секретаря Таможенной службы Швеции Мартина Хёглунда. Судну разрешили покинуть территориальные воды страны.
По данным разведки Украины, судно задействовано в перевозке оружия для РФ. В 2018 году оно доставляло из России в КНР ракеты для зенитно-ракетного комплекса С-400. Владельцем судна является российская морская судоходная компания ООО «М Лизинг» (ИНН 9701173086). В мае 2022 года США применили санкции к судам ООО «М Лизинг» (в том числе к контейнеровозу Adler) и самой компании из-за участия в перевозке оружия.
Правовые трудности морского права
Как ранее писал The Insider, власти иностранных государств сталкиваются с серьезными юридическими ограничениями не только при попытках конфискации судов, но даже при их задержании. Проблема связана с несовершенством международного морского права: конфискация судов фактически невозможна даже в случаях отсутствия действительной регистрации или страховки.
С начала июля Швеция и Германия ввели усиленные проверки страхования иностранных судов. Однако, как сообщили The Insider в Шведском морском управлении, цель этих мер — «сбор дополнительной информации для системы наблюдения».
В Береговой охране Швеции пояснили (ответ есть в распоряжении The Insider), что новые правила являются «еще одним способом обозначить присутствие и усилить сдерживающий эффект в отношении “теневого флота”». При этом шведский МИД отметил, что у иностранных государств «есть лишь ограниченные возможности для принятия мер» в подобных случаях.
Аналогичной позиции придерживаются и другие страны региона, включая Данию, где также объявляли о более тщательных проверках судовых страховок. Тем не менее, как отмечают эксперты в разговорах с The Insider, ожидать реальных конфискаций судов в нынешних правовых условиях не приходится — усиленные проверки в основном направлены на сбор информации и возможное последующее включение судов в санкционные списки.
ЕС периодически объявляет о разработке новых правил, однако серьезно что-то измениться может только после экологической катастрофы (танкеры «теневого флота» в большинстве своем старые), считает один из опрошенных экспертов, профессор морского права на правах анонимности.
«В итоге возможности, доступные балтийским и скандинавским государствам, а также другим прибрежным странам, крайне ограничены. Мы изучаем этот вопрос в надежде, что международное сообщество предпримет действия, но, как обычно, это может произойти лишь после крупной аварии с разливом нефти, загрязнившей воды и побережье богатого и влиятельного государства. (Большинство правил IMO принимаются в ответ на кризисы)».