Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD77.69
  • EUR91.21
  • OIL60.64
Поддержите нас English
  • 370
Новости

Путин поручил разработать единый учебник по географии. «В авторитарных режимах география — это проекция идеологии на территорию» — географ

15 декабря Владимир Путин дал указание правительству создать единую линейку учебников по географии для 5–11 классов. Разработкой займутся РГО, РАН и профильные университеты под руководством премьера Михаила Мишустина, который должен представить отчет о проделанной работе до 1 апреля 2026 года.

Глава Российского географического общества, экс-министр обороны Сергей Шойгу ранее говорил, что новые учебники могут быть готовы к 2028 году и станут основой для переосмысления всего школьного курса географии. Он критиковал существующие пособия, называя их скучными и поверхностными. Министр просвещения Сергей Кравцов сообщал в ноябре 2024 года, что единые учебники по всем предметам планируют подготовить до 2029 года — географический станет частью этого проекта.

Политический географ, политолог Дмитрий Орешкин в комментарии The Insider заявил, что по любой науке должны быть разные учебники, потому что они бывают разного качества, вплоть до геометрии и арифметики:

«Может быть хороший учебник по геометрии, где всё написано понятно и с хорошими примерами, а может быть плохой. Идея об унификации учебников всегда тоталитарна — у учителя должно быть право и возможность выбирать тот учебник, который больше ему нравится. География, экономика, обществоведение — это гуманитарные науки, тесно связанные с идеологией, и в тоталитарных режимах они должны быть подконтрольными.
История — наука о времени, а география — о пространстве. Всё, что мы видим, происходит и во времени, и в пространстве. Описание пространства — это идеологизированная вещь. Людям кажется, что география — это наука о том, где Северная Америка, где какие города, а на самом деле это культура восприятия пространства. География — это наука о неравенстве, и поэтому она сильно раздражала марксистов. Эмпирика показывает, что мир асимметричен. География разрушает картинку мира, которую навязывает идеология. В авторитарных режимах география — это проекция идеологии на территорию.
Крушение Советского Союза во многом было предопределено инстинктивной географической безграмотностью советского руководства. Оно действительно воспринимало СCCР как органичную цельность, чего не было в реальности. Народное мышление, воспитанное в советской школе, говорит: “Ой, как прекрасно, мы освободили эти 120 тысяч км², а значит, разбогатели”. На самом деле вы обеднели, потому что в эти территории надо вкладывать огромное количество денег — на восстановление городов, дорог, социальной инфраструктуры. Путин мыслит геополитикой площадей, и ему это кажется важным, но на самом деле он проиграл, потому что в мире правит геополитика потоков информации и денег».

Педагог и писатель Дима Зицер сказал в интервью The Insider, что единые учебники не имеют отношения к образованию и «не несут никакого здравого смысла»:

«Такая инициатива нужна власти исключительно для формирования единомыслия и закрепления новых территориальных претензий. Путин руководствуется желанием облапошить как можно больше людей, и ему нужно это для того, чтобы как можно дольше удерживать свою бандитскую власть. Единый учебник географии потребовался потому, что должно быть единомыслие, а также для того, чтобы прочертить новые границы своего “рейха”.
Составлять учебник по географии должны географ, педагог и методист, причем их должно быть много, чтобы они спорили между собой — наука основана на дискуссиях и разных подходах. Учитель — это творческая профессия, он импровизирует, строит программу, приводит факты через личные ассоциации. Если мы считаем, что школа — это открытие, изучение, исследование, то тогда единые учебники школе противопоказаны. Если школа — это путинская гимназия и казарма для формирования бездумных рабов, то тогда нужны единые учебники, конечно».

Учитель с сорокалетним стажем, пожелавший остаться анонимным, отметил в беседе с The Insider, что география — такой же сложный предмет, как история:

«Преподавать ее в нынешних условиях просто нельзя. Представьте себе тему государственной территории и сопредельных стран. Поставьте себя на место учителя, который должен эту тему раскрыть. Как об этом говорить, используя те учебники, которые у нас были? Отсюда и возникла необходимость в новых учебниках. Единственное, что можно сказать, — за 4–5 месяцев это просто невозможно. Один нормальный учебник можно написать крепким коллективом авторов примерно за год.
Мне эта идея изначально не нравилась, когда она появилась в 2015 году. Представьте себе коллектив авторов. Во главе серьезный человек сидит, допустим, крупный географ, возможно, даже академик, специалист в области социальной географии. В физической географии он разбирается не сильно. Он найдет себе в коллектив каких-то людей, но вряд ли он сможет проконтролировать их работу. Кроме того, школьная педагогика — это достаточно сложная вещь. Учебники по большей части пишутся коллективами заслуженных, уважаемых и серьезных специалистов, но не из школьной педагогики. Отсюда и проблемы.
Раньше было несколько линий учебников — “Русское слово”, “Полярная звезда”, “Сфера” — с разными авторами, со своими достоинствами и недостатками. Дело учителя — выбрать то, что ему удобно под его методики. Если линия учебников едина, то никакой вариативности в этом не будет. Какая вариативность? Учебник-то единый».

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari