
Фото: Reuters
Meta закрывает глаза на размещение на своих платформах (Facebook, Instagram, WhatsApp) вредоносной рекламы от китайских агентств, поскольку такие объявления приносят миллиарды долларов выручки, сообщает Reuters со ссылкой на внутренние документы компании.
К 2024 году Meta зарабатывала на предоставлении площадок китайским рекламодателям более $18 млрд в год — более десятой доли мирового дохода компании. При этом более $3 млрд — или 19% этих денег — приходилось на рекламу мошеннических схем, азартных игр, порнографии и другого запрещенного контента, следует из документов Meta.
В апреле 2024 года компания создала подразделение, которое должно было отслеживать мошенничество и другую запрещенную активность из Китая. За несколько месяцев долю проблемной рекламы удалось снизить с 19% до 9% дохода, однако тогда вмешался лично глава Meta Марк Цукерберг, и команду по борьбе с китайским мошенничеством распустили. Также был снят введенный ранее мораторий на доступ китайских рекламных агентств к платформам Meta.
Отмечается, что руководство Meta пошло на такие меры даже несмотря на заключение внешнего консультанта о том, что политика самой компании создает условия для распространения вредоносной рекламы из Китая, направленной на пользователей из других стран. В итоге к середине 2025 года доля мошеннических объявлений вновь выросла приблизительно до 16% от общего объема китайских рекламных доходов компании.
В одном из документов Meta, датированном февралем 2025 года, отмечались «культурные факторы» Китая, которые допускают неэтичные деловые практики, направленные на иностранцев, пишет Reuters. В связи с этим менеджеры Meta предупредили, что компания не будет бороться с повышенным уровнем нарушений среди китайских рекламодателей. Вместо этого было принято решение поддерживать «процент вреда» на одном уровне.
Представитель Meta Энди Стоун заявил Reuters, что работа команды по борьбе с китайским мошенничеством изначально была задумана как временная. Он добавил, что за последние полтора года автоматические системы Meta заблокировали или удалили 46 млн рекламных объявлений от китайских агентств, а также что компания снижает комиссионные выплаты партнерам, «размещающим слишком много запрещенной рекламы». Стоун сказал:
«Мы сосредоточены на том, чтобы выявлять мошенников, используя передовые технические методы и новые инструменты, разрушая криминальные сети, сотрудничая с отраслевыми партнерами и правоохранительными органами, а также повышая осведомленность пользователей на наших платформах».
Reuters отмечает, что представитель Meta не ответил на «многие вопросы» агентства. В ноябре Reuters сообщило, что Meta зарабатывает $7 млрд в год только на той части мошеннической рекламы, риски для пользователей от которой сама компания оценивает как высокие, и что 10% ее доходов в 2024 году — около $16 млрд — предположительно, поступили от рекламы мошеннических схем, нелегальных азартных игр и запрещенных товаров. После публикации два сенатора США призвали Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) и Федеральную торговую комиссию (FTC) провести проверку и «при необходимости предпринять решительные меры».
В марте 2025 года федеральные прокуроры в Иллинойсе заявили, что ФБР США изъяло $214 млн у организаторов мошеннической схемы, в которой использовалась реклама в Facebook и Instagram. Когда пользователи нажимали на объявления, их перенаправляли в группы WhatsApp, управляемые «лицами, выдававшими себя за инвестиционных консультантов из США», которые убеждали жертв покупать акции по сильно завышенным ценам.
В 2009 году Китай заблокировал своим гражданам доступ к крупным западным соцсетям. Тем не менее, китайское правительство не стало блокировать рекламу, которую местные компании размещают на этих платформах для пользователей а пределами страны. Впоследствии такая реклама помогла китайским фирмам охватить миллионы покупателей по всему миру.