
Скриншот: Первый канал
Певица Лариса Долина впервые прокомментировала скандал вокруг продажи своей квартиры в эфире программы «Пусть говорят!» на Первом канале. Она сказала, что не комментировала происходящее из-за подписки о неразглашении, а также получала угрозы от мошенников. Телеканал опубликовал фрагмент передачи, полную версию покажут вечером 5 декабря.
По словам Долиной, потеря квартиры вызвала у нее шок:
«Сначала я была в шоке. Я была в таком шоковом состоянии, что я не понимала, как мне жить дальше. Потом, когда начались судебные разбирательства, я в интересах следствия дала подписку о неразглашении. Я не имела права ни комментировать ничего, ни афишировать происходящий процесс».
Она также рассказала, что мошенники следили за ней и ее родными. «Они следили не только за мной, но и за моими детьми. [...] Мои девочки уезжают на дачу, на этот загородный участок. Мне звонят и говорят: „А ваши девочки сейчас на даче, да?“ Я говорю: „Да“. Мне говорят: „Вы не волнуйтесь, мы присмотрим за ними“».
В 2024 году Долина попалась на мошенническую схему: у нее похитили 175 млн рублей и вынудили продать московскую квартиру. Недвижимость, оценивавшуюся в 138 млн рублей, певица продала всего за 112 млн. Покупательницей стала Полина Лурье, не знавшая о схеме. Впоследствии суд вернул квартиру Долиной, признав, что в момент сделки она была психически нестабильна, а деньги Лурье она возвращать не обязана — покупательнице предложили добиваться компенсации через суд у мошенников.
После возвращения квартиры Долиной против певицы началась кампания в соцсетях и публичном поле. Появилось выражение «эффект Долиной», под которым понимают ситуацию, когда продавец пытается оспорить сделку после получения денег, заявляя, что стал жертвой мошенников. В Википедии создана отдельная статья с этим определением.
Представители Долиной предлагали Полине Лурье мировое соглашение, согласно которому покупательнице предполагалось в течение нескольких лет вернуть 112 млн рублей за квартиру, рассказала адвокат Лурье Светлана Свириденко. Однако в договоре не учитывалась инфляция, поэтому истица отклонила предложения и будет добиваться возвращения купленной квартиры через суд. Кроме того, Лурье была вынуждена заплатить налог на имущество в размере более 100 тысяч рублей, несмотря на то, что договор о купле-продаже квартиры уже был признан недействительным на тот момент.
В 2025 году из-за отмененных сделок с участием пенсионеров пострадали более 3 тысяч семей — цифру назвал телеведущий Андрей Малахов, к которому начали обращаться жертвы таких сделок. Российская гильдия риелторов сообщала, что количество судебных споров, где продавец пытается вернуть квартиру после сделки, выросло на 15–20%. Новости о таких случаях усилили тревогу на рынке: к людям старше 50 лет стали относиться настороженнее, все чаще требуя справки о дееспособности, присутствия родственников и участия психиатра. На этом фоне заметно выросла доля сделок, удостоверенных нотариально.