
Правительство обязало российских ученых согласовывать контакты с иностранными коллегами через ФСБ. С 1 марта 2026 года российские ученые не смогут сотрудничать с иностранными исследователями и научными организациями без согласования с Федеральной службой безопасности. Новые правила утверждены правительством РФ и распространяются как на контакты с зарубежными учеными и институтами, так и на работу с российскими компаниями, среди учредителей которых есть иностранные физические или юридические лица.
Разрешение на совместные проекты будет оформляться через Минобрнауки: институты и лаборатории получат право взаимодействовать с иностранными партнёрами только после одобрения ФСБ. Информация о научной коллаборации должна быть загружена в Единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских работ. Далее процесс согласования может занять до 70 дней: пять дней отводится Министерству науки на передачу данных в спецслужбу, ещё 60 — ФСБ на рассмотрение заявки, и еще пять — на размещение финального решения.
Эксперты T-invariant допускают, что новая система может замедлить научные проекты с международным участием, однако масштаб последствий пока сложно оценить.
Как пояснил The Insider источник T-invariant в Обществе Макса Планка, подобные меры уже применяются и в странах ЕС, однако проверка занимает гораздо меньше времени. В частности, в Германии есть процедура экспортного контроля. Она распространяется в том числе на привлечение иностранцев в качестве ученых, участников коллабораций или временных лекторов.
«В основном она направлена на то, чтобы проверить выходцев из России, Китая и Ирана, но и в целом распространяется на граждан всех стран, кто не является членом ЕС или условно западной страной. Такая проверка в среднем занимает неделю если это страна попроще, и две недели если это люди с гражданством Китая, Ирана, России и чего-то подобного.
Понятно, что бывает и отказ, причем часто, и сейчас отказывают российским ученым, если они работали в институте или университете в России, которые под западными санкциями. Таких организаций несколько десятков. Это самый близкий аналог нашего в России закона о контроле ФСБ».
Срок согласования в 60–70 дней — неприятная задержка, но не критичная, говорит собеседник, поскольку привлечение иностранных исследователей в любом случае занимает месяцы: специалисту нужно время на сбор документов, согласование бюджетов, оформление грантов. По его мнению, это скорее бюрократическое неудобство, чем барьер, делающий сотрудничество невозможным.
По его словам, немецкая система сама по себе бюрократична, поэтому срок в 60–70 дней не кажется ему чем-то исключительным. При этом он подчеркнул, что реальные сроки могут отличаться от формальных, и заранее предсказать, сколько будет длиться процесс, невозможно.