
Бывший белорусский политзаключенный Сергей Тихановский обвинил офис Светланы Тихановской в том, что ему не передали информацию о награждении премией Сергея Магнитского в номинации «Выдающийся оппозиционный политик», которую присудили ему и его жене.
«Мне очень жаль, что я лично не могу присутствовать на ее вручении в Лондоне. Я узнал о вручении премии только накануне из соцсети X и не смог своевременно получить британскую визу в Вильнюсе.
Организаторы премии были уверены, что я осведомлен и смогу присутствовать. Сами они со мной не связывались, так как ошибочно полагали, что офис Светланы Тихановской поставит меня об этом в известность. Это понятно — ни один человек в здравом уме не может предположить, что возможна ситуация, в которой мне не передадут такую информацию. Однако, я с сожалением вынужден констатировать, что атмосферу в офисе трудно назвать здравой», — написал он на своей странице в Instagram.
Также он добавил, что офис Светланы Тихановской так и не отдал ему диплом премии Сахарова, и он получил только копию благодаря вмешательству председателя Европарламента Роберты Метсолы. «Я не имею отношения к офису Светланы Тихановской и прошу обращаться ко мне напрямую, если вы хотите меня куда-то пригласить, взять у меня интервью или предложить мне сотрудничество», — подчеркнул он.
В результате на вручении премии Магнитского присутствовала только Светлана Тихановская.
Представители офиса Светланы Тихановской через издание «Наша Нiва» заявили, что заранее предупреждали Тихановского о том, что ему может потребоваться британская виза, и она даже была оплачена, однако Тихановский из-за плотного графика не пришел на сдачу отпечатков пальцев.
Общественный деятель, близкий к руководству демократических сил Беларуси, рассказал The Insider, что, скорее всего, речь идет об обычных бюрократических сложностях, а не о чьем-то сознательном решении:
«Я думаю, что здесь не было никакого злого умысла. Для некоторых людей визовые вопросы кажутся делом техники, решаемым за пару дней. Это не так. Есть экстренные ситуации, когда речь идет о жизни и смерти, но это всегда прерогатива принимающей стороны. Даже для самой Тихановской визы поначалу не были простым вопросом, но сейчас, как я понимаю, у нее есть открытые визы практически во все страны. Сергей, уверен, британскую визу тоже получит, но ему, как и любому иностранцу, для этого потребуется пройти некоторые процедуры: лично прийти в посольство, сдать биометрию и так далее.
Вся эта ситуация кажется скорее недоразумением и мискоммуникацией, чем сознательной позицией, но режиму в Минске выгодно ее раскручивать и раздувать».
Источник, знакомый с ситуацией, на условиях анонимности рассказал The Insider, что между Сергеем и Светланой Тихановскими существует личный конфликт, порождающий и публичную напряженность:
«Это уже не политика, это психология. У Тихановского огромный политический капитал. При этом он ощущает себя в осаде, чувствует, что против него все воюют. Он думает, что это заказная кампания против него, что Светлана сознательно его дискредитирует. И ему трудно посмотреть на себя со стороны и понять, как это выглядит. И он очень давит на Светлану, чтобы она встала на его сторону, поддержала его в противостоянии с офисом. Но в его представлении это значит, что она должна уступить ему свое место, но это невозможно — она пять лет налаживала международные связи, пока он находился в тюрьме. Она не может просто в один момент с ним поменяться».
В сентябре на встрече с белорусской диаспорой в Нью-Йорке Сергей Тихановский публично помешал Светлане уйти на интервью с CNN, заявив следующее: «Это не тот канал, который нужен. Это же не Fox News. Fox News — вот это канал, который смотрит Дональд Трамп, и ему будет приятно увидеть Светлану Георгиевну на Fox News и освободить наших парней. А если он увидит ее на CNN, то мне кажется, что будет обратный эффект. Кроме того, у нас эта встреча задолго была запланирована, и я считаю, что некрасиво, неправильно будет бросить белорусов здесь и пойти на CNN». В итоге интервью было отменено.
Летом, вскоре после освобождения Тихановского из тюрьмы, одно из его интервью вызвало скандал: Сергей назвал себя «главным в доме» и признался, что всю домашнюю работу делает жена: «Я посуду пару раз в доме помыл, а так она моет. Пыль обещал вытереть, но так и не успел. Я начинаю становиться таким, каким я раньше был: я ничего не мыл никогда, всё хозяйство на жене было. В семье я всегда был главным».
Премия Магнитского вручается с 2015 года «смелым журналистам, политикам и активистам в области прав человека» по инициативе Уильяма Браудера — создателя инвестфонда Hermitage Capital, юрист которого, Сергей Магнитский, погиб в российской тюрьме в 2009 году. Ранее лауреатами премии становились Борис Немцов, украинский режиссер Олег Сенцов, обладательница Нобелевской премии мира Мария Ресса и Юлия Навальная.