
Фото: SHIHO FUKADA/EYEVINE
Китайские власти усиливают давление на художников и кураторов галерей за пределами страны, пытаясь контролировать, какие произведения искусства показывают в зарубежных арт-пространствах. Об этом пишет Foreign Policy.
Недавно куратор выставки в Бангкоке (Таиланд), художник из Мьянмы по имени Сай, был вынужден бежать в Лондон после того, как китайские и тайские чиновники потребовали убрать из экспозиции имена художников из Гонконга, уйгуров и тибетцев — среди них были гонконгские художники, создавшие инсталляцию, критикующую авторитарные режимы. Сай получил предупреждение от руководства Центра искусств и культуры Бангкока о визите дипломатов из Китая по его вопросу, а также о том, что его ищет полиция, чтобы депортировать в Мьянму. Художник Го Цзянь, живущий в Австралии, также столкнулся с удалением его работ из галерей и давлением с целью принудить выставлять только картины, соответствующие стандартам Коммунистической партии Китая.
Внутри Китая репрессии против неугодных художников ужесточаются. В январе арестовали христианского музыканта и перформанс-художника Фэй Сяошэна, жителя пекинского художественного района Сунчжуан — его друзья считают, что власти преследуют Сяошэна за публичную поддержку демократического движения в Гонконге. В августе 2024 года полиция задержала Гао Чжэня, постоянного резидента США, прямо в его студии под Пекином, на глазах у жены и ребенка — ему предъявили обвинение в оскорблении революционных героев и мучеников. Власти изъяли более 100 произведений искусства братьев Гао, включая статую «Вина Мао», изображающую китайского лидера на коленях в раскаянии.
Ужесточение контроля связано с законом о «героях и мучениках», принятым в 2018 году и дополненным уголовной ответственностью за его нарушение в 2021 году. Закон предписывает обществу «уважать, учиться и защищать» национальных героев и криминализирует «клевету» против них со сроками до трех лет тюрьмы. Власти создали телефонные горячие линии и приложения, чтобы граждане могли сообщать о нарушениях закона — среди арестованных оказались блогеры, журналисты и пользователи соцсетей.
Брат Гао Чжэня и его творческий партнер Гао Цян говорит, что работы, которые привлекли внимание властей, были созданы более 10 лет назад, до принятия закона, а арест его брата — это попытка «отправить пугающее послание другим: держитесь в рамках или столкнетесь с последствиями». Суд над Гао Чжэнем ожидается в этом году, его жене и семилетнему сыну запретили выезд из страны, лишив возможности вернуться домой — в США.
Как отмечает FP, при Си Цзиньпине партия стала особенно чувствительна к исторической памяти и пытается использовать искусство для создания позитивного образа прошлого КПК. Гао Цян ожидает, что контроль над миром искусства в КНР будет только усиливаться, ограничивая «историческую рефлексию и свободу выражения, укрепляя идеологическую хватку КПК потенциально за счет культурной и интеллектуальной жизнеспособности» и создавая «атмосферу страха».