
Фото: «Яблоко»
В возрасте 81 года скончался правозащитник и сопредседатель Московской Хельсинкской группы Валерий Борщëв. Он был одним из авторов законодательной инициативы, благодаря которой в России появились Общественные наблюдательные комиссии, контролирующие соблюдение прав человека в местах лишения свободы. О его смерти сообщила член СПЧ Ева Меркачëва:
«Ушел дома, в больнице быть он не хотел. Из его комнаты сделали хосписную палату. Он долго боролся с мучительной болезнью. Последний год не вставал. Но был активен. Звонил. Пытался помочь разным людям, попавшим в беду».
Борщëв, журналист по образованию, начал заниматься правозащитой в 1970-х годах после знакомства с Андреем Сахаровым. За свою диссидентскую деятельность подвергался преследованиям, из-за чего на некоторое время был вынужден уйти в подполье.
В 1987 году Борщëв стал членом Московской Хельсинкской группы, в начале 1990-х был депутатом Моссовета, а в 1993–1999 годах — депутатом Госдумы первого и второго созывов (фракция «Яблоко»).
Борщëв был одним из авторов законодательной инициативы об общественном контроле за местами лишения свободы. Первый проект закона он внес в Госдуму еще в 1999 году, но окончательно закон об ОНК (Общественных наблюдательных комиссиях) был принят только в 2008-м.
«Идея общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания возникла у меня в 1997 году. В составе делегации Госдумы РФ я побывал в Англии, где как заместитель парламентской комиссии по проверке пенитенциарных учреждений и органов милиции познакомился с опытом работы королевской Тюремной службы. Особенно меня заинтересовала система общественного контроля над тюрьмами, которая существует там уже более ста лет. <...>
Я всегда считал и считаю, что все беды и проблемы нашей уголовно-исполнительной системы идут от ее закрытости, за которую она цепко держится. И после поездки в Англию конкретизировалась идея – создать подобную общественную структуру и у нас. Основная идея, если коротко, состояла в создании общественной наблюдательной комиссии, наделенной правом посещать пенитенциарные учреждения страны и проверять соблюдение прав человека в их стенах, рассматривать заявления и жалобы», — рассказывал он порталу «Право.Ру».
Как рассказывал правозащитник, законопроект еще тогда встречал сопротивление со стороны «прежде всего МВД».