
Фото: Наталья Холманова / SOTAvision
65-летнюю правозащитницу Марию Бонцлер пытались принудить дать показания против коллеги-адвоката под угрозой ужесточения обвинения. Об этом рассказал ее сын Вячеслав Медков в интервью проекту «Слово защите».
Следствие угрожало переквалифицировать статью о «сотрудничестве на конфиденциальной основе с иностранным государством» (ст. 275.1 УК РФ, предусматривающую от 3 до 8 лет лишения свободы) на более тяжкую — «государственную измену», за которую женщине может грозить от 12 до 20 лет.
«Пришла одна из экспертиз — выполненная, естественно, сотрудниками ФСБ — и следователь сказал, что будут переквалифицировать на статью „госизмена“. Не знаю, что они там нашли, но опыт показывает, что нашли то, что нужно, — рассказывает Медков. — А на обратном пути в СИЗО два „фэйса“, как их называет мама, взяли ее в клещи, требуя подписать досудебное соглашение о сдаче ее хорошего друга и коллеги, тоже адвоката.
В таком случае она якобы получит „не 15 лет“ — получается, и срок уже известен, — а ниже низшего предела, или конкретно: „всего-то два с половиной года“. Вот такой ей „шанс дают“! Но подставить другого человека, отца троих детей, мама не может. И на это она так и не пошла: „Сынок, иначе перестану себя уважать“. И сразу следом она наказала мне, что следует сделать с ее телом после смерти на случай, если она не переживет тюрьму».
Бонцлер — одна из немногих адвокатов в Калининграде, защищавшая политзаключенных, включая тяжело больного Игоря Барышникова, осужденного за «фейки об армии». Адвоката обвиняют в том, что она передавала спецслужбам «недружественного государства» сведения о силовиках, которые становились ей известными в силу адвокатской деятельности.
Правозащитница страдает несколькими тяжелыми заболеваниями, включая гипертонию III стадии. 10 октября во время заседания по апелляции у нее произошел очередной сердечный приступ. Во врачебной помощи ей отказали. В июне на очередном заседании у Бонцлер произошел гипертонический криз — давление достигло 220 на 180. Заседание перенесли на следующий день.
Бонцлер рассказала комиссии, что однажды ее забыли на прогулке под проливным дождем — женщина стучала, кричала и просила ее впустить, однако никто не реагировал. В результате она заболела бронхитом, но медицинской помощи не получила.