Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD80.97
  • EUR94.08
  • OIL65.69
Поддержите нас English
  • 2259
Новости

Помешательство на покемонах в Китае вызвало рост ксенофобных настроений в Японии

10-метровая фигура Пикачу в Шанхае. Фотограф: Син Юнь / Costfoto / Barcroft Media / Getty Images

В Японии акция McDonald’s с игрушками Pokémon обернулась хаосом и волной ксенофобии. Причиной стали перекупщики, скупавшие обеды Happy Meal ради карточек, которые в Китае можно было продать в сотни раз дороже, пишет Bloomberg. В Китае сформировались целый рынок таких коллекционных товаров и сеть скупщиков, мгновенно выкупающих новинки и взвинчивающих цены при перепродаже.

По всей стране рестораны McDonald’s были переполнены — промоакция с игрушкой Pokémon и двумя эксклюзивными карточками вызвала настоящий ажиотаж. Заведения распродавали наборы за один день, а в соцсетях появлялись фото нетронутых бургеров и картошки, оставленных на столах или выброшенных на улицу. Заказы из Китая поступали еще до старта продаж. Из-за лимита — пять наборов на человека — перекупщики объединялись в группы и объезжали десятки ресторанов. «Никому не нужны игрушки, все покупают обеды только ради карточки», — рассказал изданию один из перекупщиков.

Спрос на коллекционные карточки — часть китайского феномена перекупщиков «дайгоу». Он заключается в покупке статусных и качественных товаров за рубежом для перепродажи в своей стране. Когда-то это были детские смеси, косметика и сумки; теперь — японские фигурки и сувениры с персонажами. Цены на редкие карточки, особенно с Пикачу, выросли почти вдвое за три года. Одна карта с Пикачу в костюме Марио продана за 3 миллиона иен ($20 000). «То, что раньше было игрушкой, стало инвестиционным активом», — говорит менеджер сети магазинов Yamakowa Asset Bank.

В соцсетях японцы начали обвинять китайцев в жадности и неуважении, а раздражение быстро переросло в антикитайские и антииностранные настроения. Некоторые нападали и на гендиректора McDonald’s Japan Томаса Ко, уроженца Гонконга, намекая, что его происхождение виновато в хаосе. Этот скандал стал отражением более глубокой проблемы — растущего недовольства иностранцами в Японии на фоне увеличения миграции, подорожания жизни и рекордного туризма, перегружающего города вроде Киото. Появился даже термин kanko kogai — «туристическое загрязнение». Премьер-министр Санаэ Такаити заявляла, что иностранцы пинают оленей в ее родном городе Нара.

На этом фоне правопопулистская партия Sanseito, выступающая против иммиграции и иностранного владения землей, набирает популярность. Китайцев в Японии особенно критикуют — их винят и в росте цен на жилье, и в перенасыщении туризма. Иностранцев в Японии около 3% населения — вдвое больше, чем десять лет назад, но все еще гораздо меньше, чем в других странах G7. Ослабление иены привело к туристическому буму, и терпение местных истощается. В Киото даже появились таблички «Не ешьте на ходу», «Не перекрывайте улицы», «Не разговаривайте громко».

McDonald’s Japan извинился за хаос и пообещал бороться с перепродажей товаров. После скандала сеть отложила запланированную акцию с аниме One Piece.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari