
Европейский парламент в среду утвердил свою позицию для переговоров с государствами-членами по новым правилам, призванным «восстановить баланс сил в агропродовольственной цепочке поставок», в рамках которых в том числе планируется изменить маркировку растительных продуктов с «мясными» названиями. За документ проголосовали 532 депутата, против — 78, воздержались 25.
Наиболее спорным положением закона стало требование парламентариев введения более строгого определения мяса как «съедобных частей животных». В нем указывается, что названия вроде «стейк», «эскалоп», «сосиска» или «бургер» должны быть зарезервированы исключительно для продуктов, содержащих мясо, и исключать продукты, выращенные из клеток.
Депутаты также добавили условие: продукты питания и корма из третьих стран можно будет импортировать только в том случае, если уровень остаточных пестицидов в них не превышает максимального, разрешенного для продукции, производимой в ЕС. Кроме того, страны ЕС должны будут гарантировать, что контракты на поставки в рамках госзакупок заключаются на продукцию, происходящую из Евросоюза. Докладчик Селин Имар заявила, что фермеры должны получать «справедливое вознаграждение» с учетом производственных затрат. Переговоры с государствами-членами об окончательной форме закона начнутся во вторник, 14 октября.
Новая инициатива Европарламента появилась на фоне массовых протестов европейских фермеров в начале 2024 года, когда тысячи тракторов блокировали дороги в Германии, Франции, Нидерландах, Польше и других странах. Фермеры требовали снижения административной нагрузки, справедливых цен и отмены избыточного экологического регулирования. В декабре 2024 года Европейская комиссия представила законодательное предложение об усилении позиций фермеров в продовольственной цепочке в ответ на эти протесты.
Рафаэль Пинто из Европейского вегетарианского союза отмечает, что вместо упрощения правил для фермеров Европарламент создает новые бюрократические барьеры — от определения «коротких цепочек поставок» до запрета слова «бургер» на упаковке растительного продукта. При этом, по его словам, никаких данных о том, что покупателей вводят в заблуждение подобные названия, нет.