
Фото: КП
С начала июля в России зафиксировали по меньшей мере 2099 отключений интернета. Такие данные приводит проект мониторинга российского интернета «На связи». В июне шатдаунов было более 650, месяцем ранее — всего 69.
Как отмечают аналитики проекта, эти данные неполные: на деле отключений связи может быть больше. В июне по всей России зарегистрировали 662 отключения мобильного интернета, что почти в три раза меньше, чем сейчас. Месячный рекорд мая — 69 отключений — при этом был побит уже первого июля. Тогда специалисты зафиксировали 71 отключение.
В основном российские регионы сталкиваются с частичными интернет-шатдаунами: местами в городе работает интернет, местами — нет. Однако под конец месяца появились и полные шатдауны, когда интернет-соединение отключается у всех операторов на территории всего населенного пункта, а не «пятнами». Подобный полный шатдаун был зафиксирован в Красноярском крае, он длится уже пятый день, хотя периодически связь восстанавливается.

«На связи»
По словам специалистов проекта, шатдауны становятся «ежедневной нормой жизни». В разговоре с The Insider аналитики обращают внимание и на то, что чиновники стали чаще комментировать отключения интернета: например, в начале этой недели власти сразу шести регионов страны — Красноярского края, Алтайского края, Ставрополья, Забайкалья, Удмуртии и Свердловской области — сообщили о соответствующих ограничениях.
Официальные версии отключений в основном сводятся к мерам безопасности, при этом шатдауны происходят независимо от угроз атаки беспилотников. Это продолжение тренда предыдущего месяца: как подсчитал The Insider совместно с «На связи», с 1 мая по 18 июня в России под предлогом угрозы БПЛА 200 раз отключали мобильный интернет, при этом в 26 регионах, где наблюдались шатдауны, атак не было.
Власти также начали обсуждать возможные исключения — сервисы, которые не будут попадать под шатдаун. Так, Министерство цифрового развития и операторы связи рассматривают введение единых правил отключения мобильного интернета: например, сохранение доступа к «критически важным цифровым сервисам» типа «Госуслуг» или банковских приложений.