
Авария корабля Starship S36, произошедшая на огневом стенде 18 июня, стала четвертой с начала года и всё более ясно демонстрирует ключевую системную проблему программы — избыточную спешку, пояснил The Insider аналитик ракетных пусков, автор научных статей о космосе и ракетостроении Георгий Тришкин. SpaceX вынуждена ускорять темпы испытаний и запусков под давлением сразу нескольких стратегических задач: коммерческого развертывания спутников Starlink нового поколения и подготовки к лунной миссии Artemis 3 по контракту с NASA.
Чтобы уложиться в сроки, SpaceX вынуждена проводить испытания и доработки в очень высоком темпе. Это снижает качество контроля, заставляет использовать временные решения и откладывать важные улучшения до версии V3. Именно такая спешка, по мнению эксперта, становится причиной аварий, вроде той, что произошла с S36.
«SpaceX вынуждены торопиться по нескольким причинам. Во-первых, их бизнес-модель зависит от развития системы Starlink и новых спутников V3, которые будут выводить на Starship. И перед тем, как компания получит лицензию на вывод коммерческой нагрузки, им необходимо решить множество проблем. Чем быстрее начнут запускать Starlink V3 — тем быстрее компания сможет наращивать возможности сети.
Во-вторых, им нужно довести платформу Starship (корабль и ускоритель) до состояния, которое позволит им провести безопасную высадку астронавтов на Луну в рамках миссии Artemis 3 до 2030 года. NASA заказало у SpaceX две пилотируемых миссии и даже выплатило большую часть суммы на разработку системы Starship HLS — общая сумма контракта $4 млрд. И всё, что касается пилотируемых полетов, должно соответствовать наивысшим стандартам безопасности.
Поэтому спешка вынуждает итерировать с темпами, которые для других компаний будут слишком рискованными. Это сказывается на контроле качества и решениях, которые они вынуждены принимать. Большая часть апгрейдов была отложена до системы V3, которая перейдет на новые двигатели Raptor 3».
Что случилось с S36
Это четвертая авария корабля Starship с начала года, отмечает Тришкин. Предыдущие прототипы S33 и S34 были потеряны во время вывода на орбиту, а месяц назад корабль S35 сгорел при входе в атмосферу из-за проблем с системой коррекции. Потеря S36 еще до запуска стала новой «низшей точкой» в программе. Причем все корабли относятся к серии V2, которую торопятся заменить на V3 ближе к концу этого года. Эту версию можно будет запускать только с новой площадки, которая сейчас достраивается на Старбейзе и Мысе Канаверал.
Последний взрыв Starship на стенде был пять лет назад. Схожая ситуация произошла с прототипом SN4 в мае 2020 года, который также готовили к огневому тесту. Но тот прототип был очень далек от текущих орбитальных кораблей и мог взлетать только на 150 метров.
Возгорание произошло почти в 23:02 по местному времени, примерно за 10–15 минут до начала огневого теста. Их проводят для всех кораблей Starship перед пуском. Так называемый длительный прожиг 6 двигателей — последний тест для корабля перед запуском, который планировался на 29 июня. И теперь неизвестно, когда и как пройдет тестовый полет Flight 10.
Илон Маск подтвердил, что основной причиной взрыва, видимо, стал прорыв одного из композитных баллонов высокого давления (COPV) для азота в грузовом отсеке корабля Starship S36. Сам баллон якобы разорвало при давлении ниже расчетного. Причиной такой ситуации могла стать ошибка при эксплуатации или заводской брак, который не выявили при приемке.
Разрыв баллона мог привести к механическим повреждениям топливных магистралей и носовых баков, которые располагаются рядом, говорит Тришкин.
«По характеру разрыва корабля видно, что возгорание произошло после прорыва перегородки бака с метаном, когда газ смешался с кислородом. Также повезло, что во время подобных огневых тестов корабль практически не заправляют метаном, а концентрация не привела к детонации. Взрыв мог быть намного сильнее. Первые наблюдения урона тестового полигона показывают, что SpaceX может понадобиться от нескольких недель до месяца на устранение всех повреждений. При этом без тестов они не могут вернуться к полетам, а на следующий прототип Starship S37 уже началась установка двигателей».
Баллоны COPV разных конфигураций повсеместно используют в космической отрасли, они производятся несколькими компаниями. Это практически стандартный элемент каждой ракеты, и проблемы с ними являются большой редкостью. При этом в 2016 году ракета Falcon 9 от SpaceX также взорвалась во время заправки из-за композитного баллона для гелия, который был установлен внутри бака для кислорода второй ступени. Тогда же Маск высказывал теорию, что причиной взрыва могла стать диверсия от конкурирующей компании ULA, и даже было обращение в ФБР, но после расследования эту теорию отвергли. А позже и компания выявила проблему в конструкции.