
Фото: Frank Rumpenhorst/picture alliance via Getty Images
Британские университеты фиксируют резкий рост случаев использования студентами ChatGPT и других инструментов больших языковых моделей (LLM) для обмана преподавателей. Исследование The Guardian показало, что в 2023/24 учебном году было зафиксировано почти 7 тысяч подтвержденных случаев нарушений, связанных с использованием ИИ, — это 5,1 случая на каждую тысячу студентов. Для сравнения: в 2022/23 году этот показатель составлял всего 1,6 случая на тысячу студентов.
Данные за май 2025 года указывают на дальнейший рост до 7,5 подтвержденных случаев на тысячу студентов. При этом эксперты считают, что зафиксированные нарушения — лишь верхушка айсберга. Исследование Института политики высшего образования показало, что 88% студентов используют ИИ для выполнения заданий, а ученые из Университета Рединга смогли незаметно сдать работы, созданные искусственным интеллектом, в 94% случаев.
Одновременно с ростом ИИ-мошенничества традиционный плагиат идет на спад. Количество подтвержденных случаев классического плагиата снизилось с 19 до 15,2 на тысячу студентов в 2023/24 году, а по предварительным данным текущего года может упасть до 8,5 случая. До пандемии плагиат составлял почти две трети всех академических нарушений.
The Guardian опросил 155 университетов, из которых 131 предоставил данные о нарушениях академической честности. Более 27% опрошенных учебных заведений до сих пор не выделяют использование ИИ в отдельную категорию нарушений. Это, подчеркивают в издании, говорит о том, что сектор образования все еще адаптируется к новым проблемам. Студенты активно используют онлайн-инструменты для «очеловечивания» текстов, созданных ChatGPT, чтобы обойти университетские детекторы ИИ.
Эксперты, опрошенные The Guardian отмечают, что, в отличие от плагиата, где можно найти скопированный текст, доказать использование ИИ крайне сложно. В то же время правительство Великобритании инвестирует более 187 млн фунтов стерлингов в национальные образовательные программы и признает необходимость интеграции ИИ в образование при условии тщательного контроля рисков.
Ранее сообщалось, что американские вузы фиксируют значительный рост спроса на стандартные экзаменационные тетради из-за широкого распространения ИИ-инструментов среди учащихся. Статистика университетских магазинов свидетельствует о том, что продажи «синих тетрадей» (название происходит от характерного цвет обложки) за два последних академических года увеличились на 30% в Техасском университете A&M, приблизились к 50% в Университете Флориды и достигли 80% в Калифорнийском университете в Беркли.