Расследования
Репортажи
Аналитика
  • USD84.19
  • EUR92.34
  • OIL73.06
Поддержите нас English
  • 831
Новости

Еврокомиссия предложила создать депортационные центры за пределами ЕС. Правозащитники говорят, что это нарушает международное право

Мигранты, спасенные у берегов Крита. Фото: Reuters, архив

В Евросоюзе предложили единые правила депортации, чтобы упростить высылку мигрантов, не имеющих права на пребывание в ЕС, включая тех, кому отказали в убежище. Новый регламент предусматривает общее предписание о высылке (European Return Order), которое будет автоматически действовать во всех странах Шенгена, а также возможность отправлять мигрантов в «центры возвращения» в третьих странах.

По новым правилам, если человека обязали покинуть одну из стран ЕС, он не сможет повторно подать заявку на убежище в другой. Чтобы предотвратить уклонение от депортации, Еврокомиссия предлагает размещать ожидающих высылки за пределами Евросоюза — этот пункт вызывает наибольшие споры. Ранее похожий проект с размещением беженцев за пределами ЕС пыталась реализовать Италия, построив центр содержания в Албании, но суд признал это незаконным, и мигрантов вернули обратно. Теперь Еврокомиссия хочет узаконить такую практику на уровне всего ЕС.

Почему ЕС хочет отправлять мигрантов в депортационные центры за пределами союза?

ЕС не всегда может напрямую депортировать мигрантов в страны их происхождения. Основные причины:

  • Отказ стран принимать своих граждан обратно. Некоторые государства затягивают выдачу документов или вовсе не признают депортируемых своими подданными.
  • Риски нарушения международного права. Если человеку угрожают преследование, пытки или бесчеловечное обращение, его высылка будет противоречить Женевской конвенции о статусе беженцев и Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ).
  • Логистические сложности. Депортация может быть затруднена отсутствием дипломатических контактов или нежеланием страны сотрудничать с ЕС.

Получившие отказ в убежище люди могут бесконечно оставаться в Евросоюзе, объясняет берлинский адвокат Мария Дерра на примере Германии:

«Если ходатайство о предоставлении убежища в ФРГ отклонено, но человека нельзя депортировать, он остается в стране и получает документ Duldung (“дульдунг”), что означает “толерантность”. Его обладатель может находиться в Германии. Такое разрешение выдается на несколько недель или месяцев, но если обстоятельства не меняются, его продлевают.
На практике “дульдунг” может обновляться бесконечно, и люди годами живут в Германии в подвешенном состоянии. Обладатели “дульдунга” имеют ограниченные права: они не могут свободно переезжать между городами и федеральными землями, а также покидать Германию».

Как должны работать центры за пределами ЕС?

Депортационные центры в третьих странах — способ избавиться от мигрантов, которых нельзя депортировать, не нарушив при этом международные обязательства. Такие центры должны временно размещать людей, чей статус еще не определен, а также тех, чья депортация откладывается из-за бюрократических или юридических проблем.

Согласно регламенту ЕС, в этих центрах будут:

  • проверять документы и устанавливать личность мигрантов;
  • содержать людей, ожидающих окончательного решения о депортации;
  • перенаправлять людей в другие безопасные страны, с которыми у ЕС есть соглашения, если возврат на родину невозможен.

Таким образом Евросоюз хочет сократить число мигрантов, которые остаются на его территории на неопределенный срок, но правозащитники предупреждают, что это приведет к нарушению международных норм.

Итальянский эксперимент с депортационным лагерем в Албании был заблокирован судом

В 2023 году Италия договорилась с Албанией о создании лагеря для мигрантов в портовом городе Шенджин. Официально он предназначался для размещения беженцев на время рассмотрения их заявлений, но фактически должен был стать депортационным центром. Планировалось, что он сможет принимать до 3 тысяч человек одновременно, а общий поток достигнет 36 тысяч человек в год.

Первые группы мигрантов доставили в центр в конце 2024 года, но вскоре итальянские суды признали такую практику незаконной. Они указали, что беженцы имеют право подавать заявления о предоставлении убежища в стране прибытия, а не в третьей стране. В итоге центр приостановил работу, а мигрантов вернули в Италию.

«Закон подгоняют под уже существующую модель, но пока безуспешно»

Лейла Назгуль Сейитбек, основательница правозащитной организации Freedom for Eurasia, в разговоре с The Insider отметила, что итальянские лагеря в Албании уже похожи на будущие «центры возвращения»:

«Хотя их работа пока парализована судебными разбирательствами, они уже предназначены для рассмотрения заявлений о предоставлении убежища. Если их функции расширятся до депортационных центров, это станет моделью для других стран ЕС. Как мы видим из этого примера, они не отвечают требованиям европейского законодательства и нормам обращения с искателями убежища, а потому являются плохим примером».

С этим согласна Стефания Кулаева из Антидискриминационного центра (АДЦ) «Мемориал»:

«Это всё не совсем даже новость. Да, Европейская Комиссия пытается изменить общий закон, но на самом деле его подгоняют под уже существующую модель, которую пыталась реализовать Италия, но пока безуспешно. Италией был создан албанский центр: здание уже построили, но оказалось, что европейский закон не разрешает его работу — пока нельзя было депортировать людей из ЕС в третьи страны. Поэтому началось лоббирование, чтобы это стало законным.
В Британии пытались создать подобный опыт сотрудничества с Руандой, чтобы отправлять туда мигрантов. Это соглашение приняли при предыдущем правительстве консерваторов, но нынешние власти отменили его, в том числе из-за протестов правозащитников».

«Они хотят создать впечатление, что здесь нечего ждать»

Правозащитники и юристы критикуют инициативу создания депортационных центров за пределами ЕС, указывая на высокий риск нарушения прав мигрантов и противоречие международным нормам.

Лейла Назгуль Сейитбек считает, что новая система усложнит ситуацию для просителей убежища, которым отказано в защите:

«Соискатели убежища могут быть депортированы в третьи страны, где у них нет никаких связей или гарантий безопасности. Такие страны часто имеют высокий уровень коррупции и низкий уровень защиты прав человека. Кроме того, мигранты будут подвергаться риску пыток, жестокого обращения и потери социальной помощи. У них не будет доступа к юридической помощи, поскольку там не развиты системы защиты беженцев».

Она также указывает, что многие европейские страны уже нарушают международное право, отправляя беженцев обратно в страны, где им грозит опасность:

«Есть множество случаев незаконной депортации, когда европейские страны отправляют людей обратно, прекрасно зная, что им грозят пытки или пожизненные сроки. Например, так поступали с беженцами из Таджикистана. Европейский суд по правам человека запрещает подобные высылки, но страны ЕС всё равно их проводят. Новый регламент просто узаконит этот механизм».

Адвокат Мария Дерра, специализирующаяся на миграционном праве в Германии, предупреждает, что новая система приведет к ускоренному отказу в убежище и бессрочному содержанию людей в депортационных центрах:

«Семьи будут разлучены, людей массово отправят в страны, в которых они никогда не были и с которыми их ничего не связывает. Существенно увеличится скорость отказов: чем быстрее отказ, тем быстрее человек покинет страну. При этом условия содержания в таких центрах никто не будет контролировать, а нарушения прав человека, вплоть до пыток, станут реальностью».

ЕС создает механизм, но не продумывает, как его контролировать

Стефания Кулаева из АДЦ «Мемориал» считает, что новый регламент направлен не только на депортацию, но и на сдерживание миграционных потоков:

«Каждый соискатель убежища теперь рискует не просто остаться без статуса, а быть немедленно отправленным за пределы ЕС — в Албанию, Турцию или какую-то из стран Африки. Власти хотят создать впечатление, что просителям убежища, получившим отказ, уже нечего ждать и что через год-два ты не выйдешь на итальянскую почву, а окажешься где-то за границей Европы».

При этом она отмечает, что ЕС не сможет контролировать соблюдение прав беженцев в странах, куда их отправят:

«Формально указывается, что будет механизм контроля за соблюдением прав узников, но он основан на стандартах международного права, которых в третьих странах может не быть. ЕС говорит, что будет следить за правами мигрантов, но эти страны не обязаны следовать Женевской конвенции, если не ратифицировали ее. Допустим, европейские инспекторы обнаружат, что в каком-то центре вне ЕС нарушаются права мигрантов. Что они смогут сделать? Угрожать остановкой финансирования? Забирать людей обратно? Контроль ЕС здесь очень ограничен».

«Те, кто принимают такие решения, вряд ли когда-либо сами были в положении беженца»

Амина Ларссон, исполнительный директор чеченской правозащитной организации «Вайфонд», подчеркивает, что новая инициатива противоречит принципам защиты прав человека, особые опасения вызывает вероятность бессрочного содержания в депортационных центрах.

«Просители убежища в Европе и без того находятся в сложной ситуации. Когда ЕС нуждался в мигрантах, их принимали, а теперь, когда их число выросло, придумывают инициативы, которые нарушают основные принципы защиты беженцев.
Те, кто принимают такие решения, вряд ли когда-либо сами были в положении беженца. Когда невозможно вернуться домой из-за угрозы жизни, особенно если рядом дети, подобное заключение становится еще тяжелее. Это может превратить центры в тюрьмы без срока заключения».

Юристы отмечают, что ЕС также увеличивает максимальный срок содержания в депортационных тюрьмах внутри Союза — с 18 до 24 месяцев. Мария Дерра уточняет, что сроки содержания вне ЕС пока не определены и будут зависеть от соглашений с конкретными странами, но могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными.

«Принятие такой инициативы подрывает международные нормы»

Эксперт по политике ЕС, автор Telegram-канала «ЕС по-русски» Петар Танев отмечает, что новый механизм может столкнуться с юридическими проблемами:

«Ряд положений [Регламента] может привести к юридическим коллизиям в связи с тем, что все страны ЕС функционируют в рамках юрисдикции ЕКПЧ. Европарламент и Совет ЕС могут еще скорректировать спорные положения, но именно практика ЕСПЧ покажет, насколько новый механизм соответствует международному праву».

Адвокат Мария Дерра подчеркивает, что в настоящее время перемещение мигрантов в третьи страны невозможно без изменений в законодательстве:

«В соответствии с правилами ЕС мигранты могут быть перемещены только в страну своего происхождения или страну, из которой они прибыли транзитом, если они не договорились об ином. Именно поэтому Комиссар по вопросам миграции Магнус Бруннер и намерен внести на рассмотрение Европейского парламента в Страсбурге предложения об изменениях в законодательство, которые позволят странам ЕС заключать соглашения с другими странами о создании таких центров».

Лейла Назгуль Сейитбек из Freedom for Eurasia обращает внимание на то, что новая система противоречит основным международным соглашениям:

«Предложенная система вызывает серьезные вопросы относительно соответствия международным нормам, включая Конвенцию о статусе беженцев 1951 года. Отправка мигрантов в третьи страны без их согласия может нарушить принцип невысылки (non-refoulement), который запрещает возвращение лиц в места, где их жизни или свободы могут быть подвергнуты опасности».

Исполнительный директор «Вайфонда» Амина Ларссон считает, что инициатива противоречит фундаментальным принципам защиты беженцев и демонстрирует отход ЕС от ранее закрепленных международных обязательств:

«Принятие такой инициативы подрывает международные нормы, включая Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Европейскую конвенцию по правам человека. ЕС всё больше отходит от принципов гуманности и ответственности, которые он сам когда-то закрепил в международных соглашениях. Эта тенденция вызывает серьезные опасения — что будет дальше?»

Что получат страны, согласившиеся разместить депортационные центры ЕС?

Одним из ключевых вопросов остается, на каких условиях третьи страны согласятся принимать у себя депортированных из ЕС мигрантов. Эксперт по политике ЕС Петар Танев в разговоре с The Insider объясняет, что такие государства могут рассчитывать на финансовую помощь, инвестиции и политические уступки:

«Это может включать прямое финансирование, развитие инфраструктуры, торговые льготы, визовую либерализацию и поддержку в других сферах».

Лейла Назгуль Сейитбек из Freedom for Eurasia уточняет, что подобные сделки могут привести к правовым спорам:

«Еврокомиссия предлагает странам — членам ЕС заключать сделки с государствами за пределами блока, которые готовы принять мигрантов за деньги. Это может включать прямую финансовую помощь или другие экономические и политические выгоды, такие как инвестиции или торговые соглашения.
Но проблема также заключается в том, что это приведет к многочисленным судебным разбирательствам в связи с нарушением европейского законодательства и прав человека. Это, в свою очередь, увеличит нагрузку на судебные и государственные институты, которые и так уже загружены».

Когда заработают первые депортационные центры за пределами ЕС?

Еврокомиссия рассчитывает быстро внедрить новый регламент, так как он является частью масштабной реформы миграционной политики ЕС. В пояснительной записке к документу говорится, что ключевые элементы Пакта о миграции и убежище, включая систему депортационных центров в третьих странах, должны начать работать к середине 2026 года. Однако сроки могут сдвинуться, так как Брюсселю еще предстоит заключить соответствующие соглашения с государствами, готовыми принять мигрантов.

Петар Танев уточняет, что единые правила депортации и взаимное признание решений о высылке должны заработать к 1 июля 2027 года — через год после вступления в силу Пакта о миграции и убежище:

«Однако фактическая имплементация зависит от национальных систем и скорости адаптации законодательства в странах-членах. Что касается миграционных центров в третьих странах, пока сроков нет. Для их создания ЕС должен заключить юридически обязывающие соглашения со странами, готовыми принять мигрантов. Если страны ЕС быстро утвердят законодательные механизмы, то первые такие центры могут появиться в 2026–2027 годах».

Лейла Назгуль Сейитбек считает, что реализация программы может занять несколько лет из-за сложности переговоров с третьими странами, необходимости строительства инфраструктуры и внедрения новых механизмов контроля. По ее мнению, если регламент будет принят, первые миграционные центры за пределами ЕС могут начать функционировать уже к концу 2026 года.

«Это популистский ход, который не предлагает никакого внятного решения вопроса»

Правозащитники и эксперты признают, что проблема беженцев, которым отказали в убежище, стоит перед Евросоюзом остро: только 20% из них покидают ЕС, остальные 80% продолжают жить в странах союза нелегально. Однако предложенная система депортационных центров за пределами ЕС вызывает сомнения даже с сугубо практической точки зрения.

Адвокат Мария Дерра считает, что инициатива не снизит поток просителей убежища, а лишь приведет к росту числа задержанных:

«Реальная проблема не будет решена. Зато с высокой долей вероятности сильно увеличится число людей, которые будут помещены в иммиграционные центры содержания под стражей в Европе — в ожидании их перевода в депортационные центры в третьих странах».

Представительница Freedom for Eurasia Лейла Назгуль Сейитбек называет проект регламента популистским решением, не имеющим ни логической, ни правовой основы:

«Я не могу объяснить это решение и как-то его рационализировать. Я вижу пока, что это популистский ход, который не предлагает никакого внятного решения вопроса мигрантов и беженцев. Никакого логического или правового фундамента под собой это предложение не имеет».

The Insider направил запросы авторам проекта регламента с вопросами о категориях искателей убежища, которых могут депортировать в третьи страны, условиях таких депортаций, соответствии системы международным нормам, гарантиях соблюдения прав человека в центрах размещения, сроках содержания мигрантов, критериях заключения соглашений с третьими странами и механизмах контроля со стороны ЕС. На момент публикации ответа не последовало.

ЕКПЧ — Европейская конвенция прав человека.

Подпишитесь на нашу рассылку

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Safari