
В заданиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории впервые появились 11 участников так называемой специальной военной операции (СВО). Об этом сообщает издание «Вёрстка», изучившее пособие с типовыми вариантами экзамена, которое одобрено Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). Эти имена встречаются в 70% предложенных вариантов.
«Герои СВО» упоминаются в задании № 5, где школьники должны соотнести историческое событие и его участников. В 21 из 30 вариантов в числе событий указана СВО. От выпускников требуется знание таких личностей, как командир отряда «Ахмат» Апти Алаудинов, летчик Канамат Боташев, погибший при участии в ЧВК Вагнера, а также полковник Ольга Качура, родившаяся и погибшая в Донецкой области.
Кроме того, в одном из вариантов школьникам предлагают указать Дамира Исламова, 25-летнего танкиста, погибшего в Луганской области, наряду с историческими фигурами вроде Петра I и Александра I. Также в заданиях фигурируют его сослуживцы — Дамир Гилемханов и Иван Цевун.
Вопросы, связанные с СВО, появляются не только в задании № 5. Например, в вопросе № 3 требуется определить год вхождения Донецка и Луганска в состав Российской Федерации. Как сообщала «Вёрстка» в августе 2024 года, демонстрационные материалы ЕГЭ ранее включали вопрос о Херсоне, который в ноябре 2022 года был освобожден украинской армией. В новых версиях экзамена этот город заменен на Херсонскую область.
Как отметил в разговоре с The Insider Илья Яблоков, исследователь идеологической политики, преподаватель университета в Шеффилде, российские власти на протяжении нескольких десятков лет пытаются придумать свою версию истории. По его мнению, попытка канонизировать искаженные российской пропагандой события в Украине плохо отразится на российском обществе, «если с этим ничего не делать»:
«В российском обществе будут люди, которые непосредственно пострадали от войны, участники этого, они будут либо воспевать, либо ненавидеть этот период истории, будут люди, которые уехали, а потом вернутся, и это факт нашей истории, что в одном классе будут сидеть дети и участников войны и эмигрантов. Тут ответственность элит — придумать образ нового общества и как-то примирить разные лагеря».